«Сорвиголова. Человек без страха», Бендис, Малеев

        Маска — незаменимый атрибут любого супергеройского костюма. Она скрывает лицо, помогая сохранить тайну личности героя и даже даровать новую. При этом она несёт и главную психологическую проблему — стирание границ истинности. В одном человеке начинают жить две непохожие друг на друга личности. Одна из них принадлежит обычному жителю своей страны (ну хорошо, условно обычному, ведь кроме репортёров, адвокатов и фотографов на страницах комиксов встречаются миллионеры, плейбои и мизантропы), а вторая, обрядившись в разноцветное трико (или бронированный костюм), скачет по крышам ночного города, неся справедливость. И тут возникает вопрос, какая же из этих личностей настоящая, а какая была выдумана в качестве защищающей тайну альтернативы? Кто живёт на самом деле, а кто является прикрытием? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сорвать маску с героя. И авторы с удовольствием прибегают к этому приёму.

        Сорвиголове (в миру Мэтту Мёрдоку) тоже не удалось избежать деанонимизации. Началось всё с комикса Фрэнка Миллера «Рождённый заново», по праву занимающего своё место на пьедестале почёта лучших историй о Сорвиголове. В «Рождённом заново» Уилсону Фиску удаётся узнать, кто же скрывается под маской Дьявола Адской Кухни, и он решает уничтожить слепого адвоката Мэтта Мёрдока. Потом был Кевин Смит и его «Дьявол-хранитель», где антагонист также завладел данными о настоящем имени Сорвиголовы, только на этот раз удары наносились именно по супергерою (что неудивительно, учитывая любовь Смита ко всему супергеройскому). Бендис же решает выбрать нечто среднее между двумя этими крайностями. В его истории давление оказывается на обе личности Мэтта. Сможет ли герой выстоять на этот раз?

        Собственно идея со срывом маски с героя и становится сюжетным стержнем всей истории Бендиса. Если раньше знание настоящего имени Сорвиголовы было привилегией единиц, то теперь громкое «разоблачение» попало на первые полосы жёлтой газетёнки. Не бог весть какого авторитетного издания, но этого оказалось достаточно, чтобы на Мёрдока и Сорвиголову объявили охоту все кому не лень. Тут тебе и преступники различных мастей, и агенты ФБР, мечтающие о продвижении по карьерной лестнице. Друзья отчаянно пытаются помочь, вот только их сил уже недостаточно чтобы затормозить разогнавшуюся машину фатума. В такие моменты остаётся лишь одно — падать. Однако безумный по исполнению гамбит ещё возможен, нужно лишь отречься от одной из своих личностей. Превратиться в одинокого ночного мстителя или же раз и навсегда повесить красный костюм на гвоздь и посвятить всего себя адвокатскому ремеслу. Решиться на этот шаг не так-то просто, тем более что Мэтт так и не определил, какой из героев важнее для Адской Кухни.

        В самом деле, Мэтт Мёрдок — достаточно успешный адвокат, хорошо зарекомендовавший себя в своём деле. Не отвлекаясь на ночные вылазки, он мог бы больше времени уделять работе, и эта работа помогла бы сделать окружающий мир лучше. Он мог бы защищать в суде других супергероев, оказавшихся на скамье подсудимых. Он мог бы заниматься благотворительностью. Он мог бы стать крёстным отцом обезглавленного преступного синдиката, и тем самым пресечь рост криминала на районе. И ведь адреналина в адвокатской профессии более чем достаточно. Проблема лишь в том, что прошлое нельзя перечеркнуть одним взмахом руки, и за Мэттом Мёрдоком тянется длинный шлейф подвигов Сорвиголовы. А уж Красный Дьявол за годы своего геройствования успел нажить приличное число врагов. И каждый из них жаждет поквитаться.

        Но старые враги, какими бы сильными и умными они ни были, — не главная проблема Мэтта. В конце концов, в костюме или без, он мог бы с ними справиться, заручившись поддержкой коллег по супергеройскому цеху. Да и полиция делает всё возможное. Правда, этого всё равно оказывается недостаточно. Особенно нагляден пример первой истории о несчастьях одного мальчишки, ставшего свидетелем гибели отца. Отец был не только плохим человеком, но и плохим суперзлодеем (из какого-то третьего эшелона, о котором знают лишь прожжённые фанаты комиксов). Но трагедия произошла на глазах мальчика, и он остался запертым один на один со своим страхом. И никому до него нет дела, кроме случайного журналиста, пытающегося разобраться в происходящем. В такую минуту даже поиск истины отступает на задний план, главное — помочь ребёнку. И сделать это может только настоящий супергерой. Такой, как Сорвиголова.

        Стоит отметить, что история мальчика становится своеобразным эпиграфом к основной истории Бендиса. Герои не просто так носят свои маски. Выйти на публику с открытым лицом означает превратить себя и близких в огромную мишень для всего мира. А тут и желающие испытать свои силы начнут крестовые походы. Потеря маски — это потеря контроля, которая сопровождается страхом. И вот уже Мэтт Мёрдок оказывается на месте того самого мальчика. Брошенный всеми (друзья в лице Человека-Паука, конечно, предложат свою помощь, но вряд ли до конца поймут, что происходит в душе Мэтта), терзаемый страхами и сомнениями, загнанный в угол. В такие минуты нужно стараться сохранить последние крупицы самообладания, но публика не позволит вам такой роскоши. Толпа по древнему обычаю будет требовать хлеба и зрелищ. И ей совершенно без разницы, кто сегодня падёт на гладиаторской арене повседневности, герой или злодей. Толпа требует шоу, не понимая до конца, что нуждается в защите. И кто защитит Адскую Кухню, если не Сорвиголова?

        Бендис задаётся вопросом: что же делает человека бесстрашным? Кевин Смит утверждал, что отсутствие веры. А до него Фрэнк Миллер ставил равенство между «человеком без страха» и «человеком, лишенным надежды». И каждый из них приводил убедительные доводы в пользу своего ответа. Вот только Сорвиголова Бендиса лишён и веры, и надежды. Он не строит планов на будущее и живёт одним днём, отчаянно пытаясь понять, кто же он на самом деле — Мэтт Мёрдок или всё-таки Сорвиголова. В попытке получить ответ он будто срывается с небоскрёба и камнем летит вниз. И именно пребывание в падении делает героя бесстрашным. Будущего нет, прошлое постепенно сгорает. Он существует здесь и сейчас, а значит, ему нечего терять. У человека, потерявшего себя, трудно что-то отобрать, а Мэтт Мёрдок так и не смог определиться, какая из его личностей настоящая. Он расколот на равные половинки и совмещает в себе обе роли. Это противоречит нормальным представлениям о человеческой природе, но в истории Бендиса много «неправильных вещей». В конце концов, это жизнь, а в жизни никто не будет знакомить вас со всеми правилами. Пытайтесь постичь их самостоятельно.

        Душевные терзания героя идеально ложатся на мрачную атмосферу, которой Бендис и Малеев наполняют свою истории. «Человек без страха» — это чистокровный нуар, утопающий в беспросветном отчаянии. Здесь нет положительных героев, тьма улиц давно въелась в каждую душу. И даже ангел-хранитель в лице слепой девушки действует как временное обезболивающее. На какое-то мгновение появляется хрупкая надежда на возможное счастье, но это самообман. Любовь — для живых, а на страницах «Сорвиголовы» Бендиса все морально и эмоционально мертвы или бьются в предсмертной агонии. И лишь Мэтт Мёрдок продолжает своё падение. Но бесконечно падать нельзя, когда-нибудь всё же произойдёт роковой удар о безжалостную земную твердь. Об этом знает и герой, и автор. Знает об этом и читатель, но история Бендиса не из тех, что позволит соскочить на половине пути. И даже зная развязку, вы всё равно будете внимательно следить за Сорвиголовой, в тайне надеясь, что всё закончится хорошо.

        Увы, нуар не предполагает счастливых концов. Но справедливости ради стоит отметить, что Бендис приложил все усилия, чтобы концовка получилась хотя бы справедливой. Счастья здесь, конечно же, нет и в помине, но есть ощущение какой-то логической завершённости. Да, это не лучший финал для героев, но могло быть значительно хуже. А вот для истории о Сорвиголове развязка практически идеальна. Все три тома нас бросало то вверх, то вниз, но именно такой пульсирующий ритм позволяет услышать грязную симфонию Адской Кухни. И нет однозначного ответа, кто же всё-таки важнее для этого района — слепой адвокат или ночной мститель в костюме дьявола. Это место нуждается в комплексном лечении, и Мэтт Мёрдок был таким лекарством. Этот факт делает его героем вне зависимости от того, надета на нём маска или нет.


        Константин Большаков, ComicsBoom!
        Специально для магазина 1С Интерес.

        Купить Комикс Сорвиголова: Полное издание. Книга 1

        Купить Комикс Сорвиголова: Полное издание. Книга 2

        Купить Комикс Сорвиголова: Полное издание. Книга 3