Обзор «Бегущий по лезвию – 2019»

        В 1982 году в прокат выходит лента Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», снятая по роману Филиппа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». И с треском проваливается, собрав в первый уик-энд всего 6,15 миллионов долларов. Однако это не помешало картине обзавестись сонмом поклонников и получить статус «культовая». Запоминающийся визуальный ряд, в основу которого легли рисунки Сида Мида, гипнотизирующая музыка Вангелиса и преисполненная драматизма игра Харисона Форда, Шон Янг и Рутгера Хауэра заняли удобное место в сердцах любителей умного кино. История об охотнике на андроидов версии Нексус-6 оставляла массу вопросов и порождала ворох теорий. Да что там говорить, если даже у режиссёра и актёров были разные взгляды на природу главных героев. Ну и совершенно очаровательный штришок –— лента имела две концовки, которые хоть и отличались всего на пару минут, но при этом оказались совершенно разными по настроению.

        На календаре 2017 год, в кинотеатрах крутят «Бегущего по лезвию 2049» Дени Вильнёва, и эта лента тоже не оправдывает надежд по части прибыли. Зато закрывает некоторые пробелы, оставленные фильмом Скотта. Сам Скотт назвал этого «Бегущего» медлительной и затянутой картиной, которую можно спокойно урезать на полчаса. Забавно, что самому Вильнёву оказалось тесно в рамках ста шестидесяти минут экранного времени, в результате чего на свет появились три короткометражных предисловия, повествующих о том, что же произошло за те тридцать лет с момента действия первого фильма. А произошло достаточно для того, чтобы отдельные даты превратились в ключевые сюжетообразующие точки во вселенной блэйдраннеров. Собственно, нас и интересует тот факт, что теперь истории о бегущих по лезвию сопровождаются обязательными цифрами, однозначно определяющими местоположение на временной оси.

        Итак, Лос-Анджелес, 2019 год. Где-то в комнате, украшенной узорами индейцев Майя, Рик Декарт грезит о единорогах, Рой Батти, отчаянно цепляясь за осколки надежды, пытается выторговать у своего создателя Элдона Тайрелла несколько дополнительных лет жизни, а Аана «Эш» Ашина, героиня комикса «Бегущий по лезвию — 2019» отправляет в отставку очередного репликанта версии Нексус-6. Её мотивация незамысловата — органы репликантов на чёрном рынке идут по хорошей цене, и каждая такая «отставка» приближает Ашину к заветной мечте — новенькому электромеханическому корсету, который позволит ей существовать относительно нормально в этом мрачном мире. Не бог весть что, но другим везёт ещё меньше. Конечно, профессия «бегущего» не из самых простых, и малейшая ошибка может привести к смерти человека, но в тех кварталах, где привыкла обитать и охотиться Эш, человеческая жизнь стоит не слишком дорого. А потому риски не так уж велики. Наступила эпоха всеобщего безразличия, оставив чувства лишь человекоподобным куклам. И под этим непрекращающимся дождём Эш кажется наиболее типичным героем своего времени.

        Моральные дилеммы, экзистенциальные поиски и размышления на тему ценности жизни во всех её проявлениях — всё это лёгким движением сценаристской руки вынесено за скобки. Хотите подобных развлечений — обращайтесь к кинематографическому первоисточнику. Комикс Майка Джонса и Андреса Гинальдо «Бегущий по лезвию — 2019» утопает в неонуарных огнях. От лёгкого налёта киберпанка (которым могли похвастаться обе ленты) с его вечными вопросами об определении критериев реальности не осталось и следа. Неприглядная правда заключается в том, что Эш нужны деньги. И для их добычи она готова принести в жертву изрядное число репликантов, абсолютно не задумываясь о том, снятся ли тем электроовцы. По крайней мере, так до определённого момента считает она сама. Да и коллеги по цеху услужливо выдают схожие характеристики. Именно поэтому Ашину нанимает магнат Александр Селвин — его дочь и жена пропали после вечеринки у Элдона Тайрелла. Столь трогательная семейная привязанность кажется атавизмом в скупом на эмоции мире, но речи Александра выглядят весьма искренними. Настолько, что способны пробить маску непроницаемого цинизма Эш.

        Но хорошая игра заказчика на психологии детектива — неизменная составляющая нуара. И несмотря на гендерную рокировку от классических схем уйти не так-то просто. Да, вместо femme fatale — отец почтенного семейства, а роль побитого жизнью сыщика играет девушка, но подобные метаморфозы не сильно влияют на сюжет. Будет простой на первый взгляд заказ, будут утаённые от Эш сведения, радикально меняющие моральную подоплёку задания, будут предательства и, конечно же, убийства. Всех этих потрясений достаточно для того, чтобы главная героиня разглядела в себе утраченную человечность. Потому что нельзя вечно прятаться от полученных когда-то травм, выжигая в себе малейшие признаки гуманизма. Тем более когда у тебя на руках остаётся ребёнок, которому пророчат будущее подопытного кролика. Может быть, мир и очерствел окончательно, но это не значит, что ты сам должен уподобиться чудовищам, способным принести в жертву собственное дитя в обмен на удовлетворение похоти. И если всё это называется прогрессом, значит нужно стать камешком в его жерновах.

        Одной из наиболее интересных находок комикса можно назвать попытку вырваться за периметр Лос-Анджелеса будущего. Фильм Ридли Скотта дразнил рекламными плакатами, зазывая посетить внешние миры. Об освоении колоний говорилось как-то вскользь, и о тяжёлом положении в них можно было судить лишь по косвенным признакам: использование труда репликантов, вспыхивающие время от времени восстания. Вильнёв позволил нам заглянуть за установленные оригиналом границы, но настоящую жизнь в колонии нам показали только теперь. И это действительно адское место, в котором ты волей-неволей задумаешься, за какие же грехи тебя сюда сослали. А отсюда недалеко и до размышлений о причинах жуткого неравенства. И эти мысли порождают вполне понятную озлобленность на тех, кто оказался лучше тебя, тех, кто тебя сотворил. И снова цена отдельной жизни низведена до нуля. Но Аане некогда думать о подобных вещах. В какой-то момент охотник сам становится жертвой, которой приходится жить с постоянным страхом поимки. И этот кошмар рано или поздно станет явью.

        Неспешно понаблюдать за всеми прелестями жизни во внеземных мирах вам не дадут. История разбита равными кусками на три небольшие книги в твёрдом переплёте, и долго задерживаться в одной географической или временной локации при подобных объёмах — непозволительная роскошь. Это скупые мозаичные хроники не самого простого дела, но благодаря Джонсону и Гинальдо каждый эпизод может похвастаться огромным напряжением. История хватает читателя за грудки и жёстко бросает в душу Эш. Вернее в то, что от неё осталось. Подобно герою Форда Эш поражена вирусом равнодушия. Рику Декарду пришлось заглянуть в лицо смерти, чтобы вспомнить, что он когда-то был человеком, а Ашине — столкнуться с монстром, чтобы понять, в кого она превращается. Этот страх перед окончательным обращением в жестокое чудовище, лишённое способности чувствовать, толкает её на героические поступки. И защищая дочь Селвина она в первую очередь пытается спасти девочку внутри себя, которой когда-то пришлось остаться один на один с прогнившей системой.

        Комикс Джонсона и Гинальдо уверенно вошёл во вселенную «Бегущих по лезвию» и занял в ней видное место. Если ленты показались вам слишком затянутыми — попробуйте историю Эш. Комикс сохранил визуальные решения первоисточников, но при этом превратился в чистокровный нуар в стильных фантастических декорациях. При этом он не скатывается до грошовых детективов, а подбрасывает читателю изрядную порцию вопросов для размышления. О целях и средствах их достижения, о ценностях и возможности сохранить себя в этом безумном мире. И если у трёхтомника есть недостаток, так это отсутствие саундтрека Вангелиса. Этой истории просто необходим Blade Runner Blues.

        Купить книги в нашем магазине >>>


        Константин Большаков, ComicsBoom!
        Специально для магазина 1С Интерес.