От кризиса до кризиса живут герои весело

        Жизнь героя комикса никогда не бывает спокойной. Зло, как ему и положено, грезит мечтами о порабощении всего, начиная от родного города и заканчивая далёкой-далёкой галактикой, добро же старается сохранить мир и спокойствие с минимальными жертвами в процессе наведения порядка. Вот только читать об идентичных поединках в один прекрасный момент наскучивает. Череда бесконечных подвигов в итоге превращается в рутину, из которой тяжело выбраться. Для этого нужно особое потрясение, которое могло бы поставить под угрозу существование по меньшей мере отдельно взятой вселенной. Или даже переписать историю с нуля. Ведь именно в таких приключениях можно выяснить настоящую цену героя. А главное — добавить новых сочных красок на покрывающиеся паутиной образы.

        В самом деле, как бы ни были трудны испытания, выпадающие на долю любого героя, читатель верит в его условное бессмертие — таковы законы комикс-индустрии. И это изрядно притупляет градус сочувствия. Ведь тяжело сопереживать богу, который одной левой может остановить вражескую армию или же состряпать на коленке гениальный план по очередному спасению. И в этом смысле теория Кризисов кажется вполне логичной и обоснованной. Они кардинальным образом меняют расстановку сил в имеющемся пантеоне, позволяя авторам привнести свежие идеи в переставшие развиваться миры и вылепить нечто новое и уникальное. Проблема заключается лишь в том, что для подобного рода потрясений нужно предварительно подготовить почву, а ещё сделать так, чтобы они захватили внимание и нового читателя, и преданного фаната. Собственно, о комиксах с глобальными событиями вселенной DC, выпущенных у нас издательством «Азбука», мы и поговорим.

        «Кризис на Бесконечных Землях» Марва Вулфмена и Джорджа Переса не был первым в череде бед, сотрясающих вселенную DC. Даже само слово «кризис» в названии стало отсылкой к вышедшим ранее комиксам с заголовками «Кризис на Земле-2» и «Кризис на Земле-3». Вот только на этот раз катаклизм затронул всю Мультивселенную. И не просто затронул, а переписал историю практически полностью, сжав ту самую бесконечность до границ одного мира. Несмотря на простоту идеи (десятки героев и злодеев всех мастей объединяются, чтобы сохранить остатки своих миров), родившейся в голове ребёнка, её реализация требовала смелости и очень кропотливого труда. К 1985 году (а именно в это время начал выходить «Кризис») история DC накопила изрядное количество противоречий и нестыковок, породив при этом множество героев разной степени популярности. И это существенно тормозило приток новых читателей. Ещё бы, для того чтобы разобраться во всех этих вариантах Флэша, Супермена, Бэтмена и их соратников, необходимо было знать как минимум особенности каждой из Земель. Согласитесь, это не совсем то, что ожидает читатель, отдавая свои кровно заработанные за книгу с картинками. И потому Вулфмен решает написать единую историю Мультивселенной, а заодно навести в ней хоть какой-то порядок.



        В основу конфликта «Кризиса на Бесконечных Землях» легло фундаментальное противостояние высших сил, которые должны были уравновешивать друг друга. Но состояние равновесия — штука в мире комиксов крайне нестабильная, тем более когда в расчёт берётся весомый промежуток времени. Монитор и Анти-Монитор сошлись в битве, исход которой определил новый облик Вселенной DC. Анти-Монитор накапливает силы, последовательно уничтожая каждый из миров (коих из-за экспериментов Кроны оказалось бесконечное множество). Чтобы противостоять разрушению Мультивселенной, Монитор собирает отряд героев с разных Земель в надежде остановить злобного двойника, однако погибает от руки своей помощницы. Теперь героям предстоит разобраться в происходящем кошмаре, попытаться остановить уничтожение и слияние миров и дать отпор одному из самых могущественных злодеев. Сделать это не так-то просто. Для реализации плана понадобится вся имеющаяся мощь защитников Земли, но даже в этом случае надежды на победу не то чтобы очень велики — всё это так не похоже на битвы, с которыми читатели сталкивались раньше.

        Пусть общая фабула «Кризиса на бесконечных Землях» достаточно проста, всё же за этот комикс неподготовленному читателю браться не стоит. И дело тут не в обилии героев, которые выскакивают на каждой странице, из-за чего сложно за всеми уследить и уж тем более проникнуться симпатиями. Нет, тут явственно ощущается возраст книги. И хотя по историческим меркам тридцать пять лет — это практически мгновение, при чтении сложно отделаться от мысли, что перед тобой своеобразное письмо из прошлого. Неспешное, преисполненное пафоса и незамысловатых шуток. Вулфмен не старается шокировать читателя откровениями или выбить из него скупую слезу. Здесь творится история, но события воспринимаются как выдержки из «Повести временных лет» от мира комиксов. Мы становимся безучастными наблюдателями исторических изменений: вселенная рушится и рождается вновь, но, в отличие от одного из главных героев комикса, мы не можем скорбеть по умирающим мирам. Они слишком далеки от нас.



        В противовес истории Вулфмена комикс Джеффа Джонса «Самая тёмная ночь» получился весьма эмоциональным. Это неудивительно, учитывая, что сюжет Джонс выстраивает вокруг Эмоционального Спектра и Колец Силы. И на этот раз предводителям Корпусов придётся противостоять самой смерти. Ведь если герои не умирают до конца, значит, это кому-нибудь нужно. Например, Некрону, возжелавшему погрузить вселенную в первоначальную тьму. Для своих целей он использует павших героев или же тех, кому когда-то удалось обхитрить Смерть. Связывая их с чёрными кольцами, он в итоге получает грозную армию живых мертвецов, способных погрузить вселенную в первородную тьму. И оставшимся в живых придётся приложить немало усилий, чтобы защитить свой мир. В качестве основной линии защиты избирается стандартная схема — герои и злодеи объединяют силы, чтобы отразить смертоносную атаку. Вот только в этот раз что-то идёт не так. Всё же носители колец выбираются не случайным образом, а потому эмоции, которые олицетворяет тот или иной Корпус, яростно бушуют в их душах. И если предводители Корпусов научились справляться с чувствами, то новые адепты (а для спасения вселенной понадобились дубликаты основных колец) оказались не так сильны в плане контроля эмоций. Нет, конечно же, добро и свет победят тьму, но перед этим хорошим парням изрядно потреплют нервы представители сил зла. Раз за разом они попытаются вытянуть из глубин души самые мрачные воспоминания, ведь практически у каждого героя за душой окажется по-настоящему плохой день (а то и несколько). И нашествие корпуса Чёрных Фонарей представляется расплатой за те самые ненамеренные злодеяния.



        Собственно, идея о личном суде и извращённом наказании и выделяет «Самую тёмную ночь» из череды книжек о зомби-апокалипсисе. Масштабное нашествие «нежизни» можно было увидеть и в более поздней серии «Заражение», но она не производит столь грандиозного впечатления. Одно дело с отчаянием наблюдать за гибелью мира, постепенно сдавая позиции, другое — пытаться противостоять тьме. И здесь интересно взаимодействие Эмоционального Спектра со смертью. Каждый из корпусов старается прорваться вперёд, тем самым доказав, что именно его свет сможет рассеять тьму, и каждый терпит предсказуемую неудачу. Ни страх, ни гнев, ни любовь не могут поодиночке противостоять смерти. Для баланса сил во вселенной нужен Белый Свет, образованный «слиянием» колец. Каждая эмоция, какой бы сильной она ни казалась, всего лишь грань Жизни, и лишь сообща они могут дать отпор надвигающейся тьме.

        Разумеется, прежде чем садиться за чтение «Самой тёмной ночи», неплохо было бы получить хотя бы базовые знания о Зелёных Фонарях и Корпусе Синестро. Хорошие новости: даже если вы новичок в теме, всё равно сможете разобраться, что к чему — абсолютное издание комикса содержит дополнительные материалы. К тому же большая часть новых корпусов появляется именно в «Самой тёмной ночи», так что их краткую историю вам обязательно расскажут в процессе основного повествования. И хотя действие «Ночи» охватывает всю вселенную, оно сосредоточено исключительно на мифологии Колец Силы, так что витиеватых отступлений, не относящихся к «фонарной теме», здесь не будет. Да, «Ночь» не пестрит неожиданными откровениями, но сама история Джонса напоминает вдумчивую шахматную партию, в которой под занавес происходит сражение королей.



        А вот комикс Скотта Снайдера «Бэтмен: Тёмные Ночи. Металл» напоминает уже партию безумную, в которой правила, цвета фигур и размер поля меняются после каждого хода. Склонность Снайдера к апокалиптическим сюжетам можно было наблюдать ещё во время его работы над серией о Бэтмене. В «Металле» же он получил полный карт-бланш на очередное переписывание основной мифологии Вселенной DC. Лёгкой рукой он насылает на героев столько казней, что их хватило бы на уничтожение Бесконечных Земель. Правда, к моменту прихода Снайдера этих самых Земель осталось всего 52, но кто мешает вновь расширить вселенную, тем более что Бэтмен в этот раз отыскал ключ от двери, которую явно не стоило открывать. Но об этом он и его соратники узнают уже после того, как древнее зло вырвется на свободу. Да и все легенды указывают на то, что особого выбора у Крестоносца в Маске не было, а все его предыдущие приключения — только подготовка к приходу в мир кровожадного нового бога.



        Безумие в «Металле» становится нормой. Сюжет скачет с пятого на десятое, то предлагая читателю маленький карманный ужастик, то отсылая к началу времён, туда, где великий Кузнец выковал всю вселенную, но вскоре пал от рук своего слуги. Тьма принимает тысячи лиц, и на каждом из них отпечатан символ летучей мыши. Осознавая, какой силой обладает Бэтмен, Снайдер выставляет против него искорёженных двойников, в которых различимы черты прочих участников Лиги Справедливости. Но это не абстрактные злодеи, ведомые исключительно злобой и жаждой разрушения. Нет, каждый из них имеет преисполненную драматизма историю падения. Каждый из этих Бэтменов — зверь, загнанный в угол законами Тёмной Вселенной. И только Бэтмен, Который Смеётся, представляет собой абсолютную тьму, смешанную с безумием. Именно Бэтмен, Который Смеётся — настоящая угроза для героев. На его фоне бледнеет даже Дракон Уничтожитель Миров. Всё-таки с подобными напастями Лига уже сталкивалась. Но чего ожидать от безумца?



        История Снайдера — это история о богах. Сюжеты Вулфмана и Джонса тоже отдавали должное классическим греческим трагедиям своим пафосом и патетикой, но всё же это были истории о героях. Снайдер же беспардонно вламывается в обитель небожителей и устраивает там жуткий хаос. Он группирует и объединяет под одной обложкой вещи, которые с трудом должны уживаться друг с другом, и они вступают в причудливый синтез. Маленькие трагедии переплетаются со вселенскими катаклизмами, персональный ад вырывается за пределы личного кошмара, надежда угасает и вспыхивает вновь, чтобы через пару страниц уступить место отчаянию. Читателя втягивают в круговорот событий, в котором очень легко потеряться. И тогда ему вместе с остальными персонажами этой драмы остаётся только одно — вера. И даже если эти герои будут для вас так же далеки, как и герои Бесконечных Земель, вы уже не сможете оставаться безучастным наблюдателем. Снайдер просто не даст спокойно отсидеться в стороне, пока на ваших глазах вселенная погружается во тьму. И в этом главная прелесть «Металла».

        «Кризис на Бесконечных Землях», «Самая тёмная ночь», «Металл». Кажется, в этих историях не так уж много общего. Разве что масштаб событий, затрагивающих основы мироздания вселенной DC. Но на самом деле это не так важно. В первую очередь, это эпические истории о мужестве и самоотверженности, которые растянулись на тысячелетия. Они преисполнены пафоса, но разве может звучать иначе песня о подвигах героев и богов? Легенды, пророчества, жутковатые истории, ночные кошмары, сюрреалистичные повороты сюжета и вечный бой света и тьмы. Не всё возвращается во тьму. Некоторые искры очень тяжело потушить — они и становятся символами надежды, которые так необходимы миру в минуты потрясений. И их достаточно, чтобы осветить даже самую тёмную ночь.


        Константин Большаков, ComicsBoom!
        Специально для магазина 1С Интерес.