'

        Нужно больше золота: новинки «Золотой коллекции Marvel»

        Сборники с подзаголовками «Лучшее» всегда пользовались популярностью у публики: концентрированные выжимки из песен-ролей-историй дают покупателю возможность распробовать что-то новое с минимальными рисками. А там, глядишь, и появится интерес к более детальному изучению материала. В случае с комиксами такие сборники — панацея для начинающего читателя. В самом деле, биографии большинства персонажей насчитывают десятилетнюю историю, и разобраться во всех сюжетных хитросплетениях человеку, который знаком с героем исключительно по «киношным» воплощениям, будет не так-то просто. А трудности формируют страх перед серией в принципе — кто захочет платить за сериал, смотреть который начал с 358 серии, абсолютно не понимая, кто к кому и как относится и куда всё это движется? Именно поэтому издательству Hachette удалось завоевать любовь неоперившихся фанатов: оно обещало нам знаковые комиксы под твёрдой обложкой, да ещё и каждые две недели.

        Впрочем, на деле всё оказалось не так радужно, как в рекламном проспекте. Сжатые сроки выпуска очередной книжки оставляли отпечаток на качестве издания. К тому же довольно быстро выяснилось, что «знаковые» вовсе не значит «лучшие». Да ещё и идея с общей фреской, получающейся в процессе кропотливого сбора всех вышедших номеров, стала демотивирующим фактором. Теперь пропуск очередной книги наказывался перекособоченной картинкой на корешках книг. А ежедневно лицезреть искривлённую физиономию Халка — удовольствие весьма сомнительное. Нет, здесь опредёленно нужен был совершенно другой подход и другая концепция. И её предложило издательство «Комильфо». В отличие от Hachette они не были связаны по рукам и ногам с оригиналом, а потому могли издавать действительно лучшие истории. Да и отсутствие жёсткой привязки к срокам дало возможность улучшить качество перевода и ретуши. Так что если вы только начинаете своё путешествие по миру книжек с картинками, обязательно присмотритесь к «Золотой коллекции». Здесь действительно есть из чего выбрать.

        О «Золотой коллекции» мы уже писали. Но время не стоит на месте, и в этой серии появилось несколько новых книг. Начать рассказ следует с комикса о Сорвиголове — «Дьявол-хранитель» за авторством Кевина Смита. Эта история уже издавалась на русском языке, причём дважды. Сначала издательством «ИДК», затем в рамках упомянутой Hachette Коллекции. И если с изданием от «ИДК» всё более-менее понятно (10 лет — солидный возраст даже для обычной книги, что уж говорить о комиксе), то быстрое исчезновение с прилавков «Ашета» за номером 47 иначе как мистикой не назовёшь. Естественно, после этого ценник на «Дьявола» на чёрных рынках и барахолках резко взлетел и стал совсем не «ашетовским». Да и сама охота за раритетом превратилась в испытание для сильных духом. Теперь же достать комикс Смита о Мэтте Мёрдоке может каждый. Причём соотношение «цена-качество» достигло если не идеальных значений, то определённо где-то около.

        Так о чём же пишет Кевин Смит? Разумеется, о вере. Работа над Сорвиголовой совпала со съемками культовой «Догмы», и потому комикс пестрит библейскими аллюзиями. При этом Смит подходит к священному писанию с нарочитой наивностью обывателя. Он рисует мрачные знамения, запугивая Мёрдока (а заодно и читателя) надвигающимся концом света. И, конечно же, главным вестником Апокалипсиса становится младенец. Предания об антихристе кажутся нелепыми байками до тех пор, пока с Сорвиголовой не начинают происходить не самые приятные вещи. Но один или даже пару ударов можно принять стойко, а вот когда напасти сыплются как из рога изобилия, даже самый прожжённый атеист начинает видеть в происходящем знамения. А дальше всё зависит от твоей личной веры, ведь именно она становится стержнем, который помогает выстоять в трудную минуту.

        Собственно, в «Дьяволе-хранителе» Смит вступает в полемику с Фрэнком Миллером. Если помните, Миллер в «Рождённом заново» уже затрагивал тему взаимоотношений Мёрдока и религии. Но там она звучала фоном, пусть очень ярким, но фоном. Основная же идея была в том, что человек, лишённый надежды, становится человеком без страха. Достигнув пределов отчаяния, он должен переродиться или погибнуть. И Мэтт в истории Миллера делает выбор в пользу первого варианта. Однако для Смита отчаяние имеет совсем иную природу. И чтобы стать тем самым человеком без страха, слепым орудием в руках высших сил, Сорвиголова Смита должен потерять веру. Но удастся ли ему в этом состоянии сохранить последнюю крупицу человечности? Да и во что именно верить, когда находишься в эпицентре Армагеддона? Сам Мефисто вместо ответа издевательски хихикает тебе в лицо. Слишком много вопросов, но все они имеют вполне рациональные ответы. Ведь несмотря на то, что наш герой может беседовать с демоническими силами, а некоторые сюжетные повороты объясняются действием «волшебного» токсина, Смит старается придать истории максимальную реалистичность. Так читателю будет проще сопоставить себя с героем и, значит, получить частичку его веры.

        В отличие от «Дьявола-Хранителя» история Донни Кейтса о Серебряном Сёрфере «Тьма» вышла на русском языке впервые. Но тут нужно оговориться: комикс «Тьма» — это совместное детище Кейтса и Тредда Мура. Вынеси одного из авторов за скобки, и получится совершенно иной комикс. Однако осознаёшь это не сразу. Обилие цветовых пятен разных размеров и форм приковывает к себе внимание, унося за пределы Евклидового пространства, туда, где поют свои песни Дэвид Боуи и Pink Floyd. Это суп существ, разлитый на просторах бескрайнего космоса. Сюжет здесь условен, основными действующими лицами становятся точки и линии, они обволакивают Сёрфера и погружают его в странное полусонное состояние, в котором не то что бороться за спасение мира, но даже за своё существование не особо хочется. В этом фантастическом потоке хочется забыться, но Кейтс снова и снова посылает нашего героя на смертельную схватку с опаснейшим противником — богом симбионтов Наллом.



        И всё же борьба с непобедимым чудовищем — лишь часть испытаний, выпавшая на долю Сёрфера. Настоящая битва, как это обычно бывает, происходит в душе героя. Фигура Сёрфера сама по себе преисполнена метафорического драматизма (одинокий странник, ставший герольдом Галактуса — пожирателя миров), Кейтс же доводит трагедию до предела. В какой-то момент путешествия сквозь пространство и время у Сёрфера появляется мнимый шанс переписать историю вселенной — создать мир, в котором никогда бы не было Галактуса, а значит и миллионов жертв его неуёмного голода. Но историю пишут не боги, и уж тем более её не переписывают люди. А Серебряный Сёрфер впитал в себя слишком много человеческого. Он уже не может выбрать условно простой путь, ведь тьма от этого выбора никуда не исчезнет. Она сместится и примет иные, возможно, более пугающие формы. Поэтому Сёрферу остаётся только одно — сражаться. И даже осознавая, что его борьба обречена на поражение, он всё равно продолжает её. Ведь если не пытаться, когда ты наверняка знаешь, что обречён, откуда взяться мужеству?

        Метасюжет переплетается с бытием небожителей. Нам покажут живую планету Эго, наблюдателя Уату, Галактуса в момент своего перерождения в Пожирателя Планет. Всё это слишком монументально, чтобы осознать до конца весь масштаб происходящего. И при этом «Тьма» достаточно проста в плане сюжета. Здесь нет места петлям Мёбиуса, которыми мог похвастаться Дэн Слотт. Это современная героическая песнь в картинках, где переплетения смыслов и метафор происходят на подсознательном уровне. Каждый такой образ имеет личное для каждого читателя токование. И поэтому через «Тьму» нельзя промчаться на бешеной скорости, ведь тогда вы просто не сможете прочувствовать всю её прелесть. «Тьма» — это графическая загадка, ключ к которой лежит в сюжете Кейтса. Чтобы её взломать, вам потребуется приложить немало усилий, и возвращаясь к комиксу в очередной раз, вы обязательно найдёте что-то новое для себя.

        Ещё одну историю о внутреннем одиночестве и поиске себя рассказывает Саладин Ахмед. Главным её героем становится король Нелюдей (а заодно и сильнейшее существо в мире) Чёрный Гром. Когда-то одного его слова было достаточно, чтобы сравнять с землёй целый город. Теперь же он коротает дни в богом забытой тюрьме на окраине известной вселенной, в которой запирают только самых отъявленных преступников. По крайней мере, так было до тех пор, пока Чёрный Гром оставался по ту сторону решётки. Теперь же, оказавшись в камере, он на себе испытает все прелести этого мрачного заведения. Определённо произошла какая-то ошибка, и он не должен здесь находиться. Но чтобы подать апелляцию к высшим силам, ему предстоит выбраться отсюда. А сделать это не так-то просто, даже заручившись поддержкой сокамерников.

        Комикс о Чёрном Громе с первых страниц обдаёт читателя кафкианским абсурдом. Гром лишился своей силы. Попытки к бегству приводят к неминуемой смерти, за которой следует новое рождение. И всё это протекает в страшных физических муках, но куда страшнее терзания душевные. Нам демонстрируют наказание без преступления. А есть ли до конца невиновные? Когда раз за разом тебя призывают покаяться в своих грехах, поневоле начнёшь перебирать совершённые тобой проступки. И наверняка найдёшь. Дальше в ход идёт самобичевание жертвы: если тебя наказывают, значит, ты действительно совершил что-то ужасное. А уж король-то имеет приличное число скелетов в шкафу, о которых он бы с радостью забыл. Так может, не стоит искать ответ на вопрос «почему»? Смиренно покорись своей участи и жди конца с гордо поднятой головой. Но Чёрный Гром не из тех, кто покорно принимает удары судьбы. Да, он лишён силы, но он всё ещё жив, и значит, есть шанс оказаться на свободе. Шанс мизерный, но он есть.

        Однако история Чёрного Грома — это история не о побеге и не о попытке вырваться из замкнутого колеса сансары, превратившегося в иезуитскую машину наказаний. Нет, это рассуждения о том, что может изменить природу человека. И автор даёт однозначный ответ на этот вопрос: страдание. Посыл о том, что страдания облагораживают человека, в комиксе звучит особенно чётко. Раз за разом переживая чудовищную боль, Чёрный Гром и его сокамерники приходят к выводу, что главной ценностью является жизнь. Это уже не те персонажи, о которых мы могли читать раньше: их существование наполнилось состраданием к окружающим (хотя порой они пытаются это скрыть), и за такие метаморфозы им можно простить былые преступления. Теперь они готовы принести себя в жертву для защиты другого. В борьбе против внутренней тьмы они искупили свои грехи полностью.



        «Золотая коллекция» изначально задумывалась как универсальный подарок фанату Marvel. И не так важен его стаж и степень приверженности Дому Чудес. В серии переиздаётся как проверенная временем классика, так и новые сюжеты, получившие положительные отзывы от читателей по всему миру. И, конечно, такой комикс станет украшением любой книжной полки. Единственное: нужно обязательно учесть, что в большинстве своём это не однодневное развлекательное «чтиво», а серьёзные размышления о поисках себя и предназначения в жизни. Впрочем, книжки с картинками давно перестали быть исключительно детским развлечением.




        Константин Большаков, ComicsBoom!
        Специально для 1С Интерес.