«Потрачено. Беспредельная история создания GTA»: отвязная книга о хулиганской игре

        По-настоящему концепт Grand Theft Auto родился, когда разработчики осознали, что не может герой-коп в игре давить пешеходов и получать за это очки. Люди, в которых поменьше рок-н-роллы, удалили бы возможность наездов на бедолаг, а ребята из Rockstar просто отобрали у протагониста значок и сделали бандитом.

        Однако книга с нарицательным для русскоязычного геймера «Потрачено» в названии рассказывает не только и не столько о разработке одной из самых продаваемых игровых франшиз. Не только о том, как первая часть GTA выросла из планируемого симулятора полицейского, а четвертая обогнала по сборам любой фильм в год своего выхода. Прежде всего эта книга ценна тем, как проливает свет на политическое противостояние создателей и поклонников игры с консервативной американской общественностью. Общественность в том конфликте много лет представлял юрист-республиканец и католик до мозга костей Джек Томпсон, выигравший не один социальный бой с маргиналами, провокаторами и просто неосторожными либералами.

        «Томпсон предупредил зрителей NBC News о причинно-следственной связи между жестокими играми и стрельбой в школе. Он работал на могущественную и уязвимую аудиторию — родителей. Независимо от своих политических взглядов, многие из них были озадачены одной и той же проблемой: странный новый мир, Интернет, выходил из-под их контроля. Интернет и видеоигры становились синонимами секса и насилия».

        Известная трагедия в школе «Колумбайн» случилась через год после релиза первой GTA в Соединенных штатах, и многим в той ситуации проще всего оказалось поверить в напрашивающуюся аналогию и найти некоего метавиновника страшных событий. Сами разработчики к тому же оказались не в лучших национальных условиях: они были британцами, которые привезли свою британскую игру в Америку и решили открыть тут свою британскую bloody game company. Ну ладно, формально их студия была уже американской, но это не мешало, когда удобно, видеть в будущих основателях Rockstar чужаков, чьи далекие предки уже проливали кровь на здешней земле.

        Даже сегодня остается немало сторонников гипотезы о вреде жестоких видеоигр, чего уж говорить о мире более чем двадцатилетней давности. Тогда это всерьез рассматривалось конгрессом, судами, крупными СМИ и органами цензуры, а достаточных научных исследований проблемы проведено не было. Разработчики оказались поставлены в крайне затруднительное положение и рисковали вообще лишиться возможности продавать свой культовый продукт.

        В книге, правда, подмечен феномен все же какой-то чрезмерной скандальности GTA в прессе и медиа, ведь знавали мы игры побезнравственней, прошедшие без особой шумихи (например, Postal). Дэвид Кушнер, создатель «Потрачено», известный нон-фикшн-писатель и публицист, автор в том числе и книг-расследований, дает этому весьма прозаичное, но одновременно неожиданное объяснение. В каком-то смысле его история франшизы GTA — тоже расследование. Когда вышла книга Кушнера, крупное консервативное издательство The Washington Post посвятило ей отдельную статью, не забыв вновь пожурить Rockstar за посеянный хаос и жестокость, а также за излишнюю непрозрачность и закрытость.

        По собственному признанию, Дэвид Кушнер собирал материалы для книги из интервью с разработчиками и их противниками в течение многих лет. Он описал временной период, начавшийся задолго до идеи первой GTA, и завершившийся злоключениями Нико Беллика. Автор смело стилизовал свою книгу под нужную тематику, решив не стесняться в выражениях. Наши переводчики тоже нянчиться не стали и перевели все с нужным лингвистическим колоритом:

        «Этой компанией управляют тупорылые англичане. Что за ***’* вы опубликовали? Почему бы не рассказать правду?»

        * — эта звездочка-сноска поставлена у звездочек в цитате, дабы пояснить, что в самой книге никаких звездочек нет (книга 18+!).

        В последнее время ходят разные тревожные слухи о планируемой GTA 6, мол, разработчики не хотят новых скандалов, не хотят больше никого обижать. Якобы они подумывают удалить NPC древнейшей профессии, любые намеки на секс, наркотики и вообще сосредоточатся на онлайне. Неужели это правда, Тревор? Неужели рок мертв, и они победили? Поживем, увидим.

        Оформите заказ «Потрачено. Беспредельная история создания GTA», чтобы знать какой ценой столько лет удавалось сдерживать натиск народной морали. Чтобы знать историю, которая уже не повторится.