«Нажми Reset» и надейся, что твоя жизнь на SSD

        Если читали книгу «Кровь, пот и пиксели», вам не нужно представлять ее автора Джейсона Шрейера. Если же нет, знайте — это игровой журналист и обзорщик из Bloomberg, который без прикрас демонстрирует истинное лицо индустрии разработки. В упомянутой книге он сосредоточился на теме кранчей и переработок, зачастую вынуждающих программистов и дизайнеров буквально жить в офисе. Есть известная шутка, мол, геймеры — люди без личной жизни, однако в реальности её лишаются те, кто создает для геймеров их любимые проекты.

        И вот выходит вторая книга Шрейера «Нажми Reset. Как игровая индустрия рушит карьеры и дает второй шанс», продолжающая расследование самых вопиющих и несправедливых ситуаций с работниками индустрии. Здесь акцент делается уже на менее обсуждаемой, но куда более жизненной тематике: непосредственном закрытии студий и сокращениях сотрудников.

        «Но что происходит, когда о закрытии игровой студии никто даже не знает? А владеющая ей компания ведет себя так, будто никакого закрытия и не случилось?»

        Автор разрушает миф о громадных выходных пособиях — бедолаги зачастую не получают даже положенную зарплату — и развенчивает стереотип, будто игровому разработчику отыскать новую вакансию раз плюнуть. На самом деле большинство реальных героев этой книги после увольнения вынуждены буквально переезжать в другой город, и ради чего? Чтобы через несколько лет, не успев толком обосноваться на новом месте, вновь потерять работу.

        Абсурдность внезапных сокращений вызывает оторопь: студия может закрыться буквально через месяц после того, как вынудит сотрудника переехать, и оставит того не только без денег на обратный билет, но еще и с долгами.

        «Двое бывших работников, согласно документам о банкротстве студии, в итоге понесли убытки более чем в сто тысяч долларов».

        Такие случаи происходят не в каком-то далеком прошлом, когда игры не приносили существенные доходы, а буквально сегодня: «Нажми Reset» очень современная и актуальная книга, которая повествует о пугающих событиях игровой индустрии вплоть до 2021 года. Все эти вещи еще на слуху: печальный финал Telltale Games, 2k Martin или Irrational Games, подарившей всем нам невероятные BioShock. Кто-то из людей, чьи судьбы описаны в книге, ушел из разработки, а кто-то до сих пор ищет там стабильное пристанище.

        Автор проводит параллель между рынком вакансий в игровой индустрии и в кино, отмечая, что проектно-контрактная система Голливуда намного честнее и эффективнее иллюзорного найма разработчиков.

        «Нажми Reset», однако, более многогранный труд, это не только рассуждение о правах работников, и не обличительная речь против злых и алчных руководителей. На самом деле книга рассматривает ситуацию с разных сторон и, кажется, нигде не может отыскать утешения. Она показывает, как гениальные творческие директора буквально вредят производству игры и своим подчиненным. И как циничные управленцы вроде Рода Фергюссона исправляют их ошибки, деконструируя этот набивший оскомину образ вредного продюсера, постоянно мешающего креативному коллективу творить.

        «Теперь, когда я сама веду бизнес и имею опыт работы финансовым директором, я знаю, как часто приходится балансировать на грани. Прямо перед тем, как заключать миллионные сделки, ты часто уходишь в минус».


        Гвен Фрей,
        разработчик и издатель инди-игры Kine

        Руководители студий становятся такими же заложниками непреодолимых внешних условий, как и любой наемный работник, и столь же легко теряют должность. Спасения нет и в инди-сегменте, ибо там внезапные схлопывания компаний происходят даже чаще, а рассчитаться с коллегами по зарплатам оказывается сложнее. Не только гиганты вроде почившей THQ могут оказаться в роли бездушной корпорации, выставившей людей на улицу. Любые, даже самые творческие и дружеские коллективы держат этот дамоклов меч над головами сотрудников. Как модно говорить сейчас у новых левых, рыночек порешает.

        Сотрудники Blizzard Entertainment праздновали небольшую победу после июльского скандала с харассментом: наверное, помните такой. Обычные работники добились увольнения ключевых фигур в отделе за неподобающее поведение и стали своеобразной предтечей профсоюзов разработчиков. Джейсон Шрейер считает, что профсоюзы могут стать эффективным способом налаживания ситуации с правами людей в игровой индустрии, а заодно в своей книге подкидывает еще пару идей по исправлению ситуации. Кто знает, быть может скоро единственными судьбами, сломленными этой индустрией, останутся судьбы геймеров, которым предстоит ждать выхода новых игр еще дольше.