«Дом Икс / Степени Икс», Джонатан Хикман

        Пожалуй, трудно себе представить более сложную для вхождения нового читателя серию, нежели «Люди Икс». В самом деле, тут за Человеком-пауком нужен глаз да глаз, что уж говорить о целой команде мутантов. Мутантов, которых массово истребляли, лишали сил, посылали в неизведанные уголки далёкого космоса. Мутантов, чьи биографии с лёгкостью переписывались от сюжета к сюжету в угоду авторской задумке. Мутантов, меняющих фракции и группировки с завидной лёгкостью и постоянством. Именно потому комикс «Дом Икс / Степени Икс» Джонатана Хикмана позиционировался как «идеальное чтение для тех, кто не знаком с „Людьми Икс“». После подобных заверений ждёшь, что тебе с чувством, толком и расстановкой расскажут, что было, что будет и чем сердце успокоится. И, нужно отдать должное Хикману, он прекрасно справляется с этой задачей. Правда, не совсем так, как хотелось бы некоторым.

        Представить себе человека, который бы совсем ничего не знал об учениках Чарльза Ксавье, достаточно трудно. Кто-то смотрел анимационный сериал девяностых годов, кому-то довелось познакомиться с более поздними мультяшными воплощениями, кто-то видел пару фильмов разной степени художественной ценности. Логично было бы предположить, что история Хикмана расскажет о становлении знакомой команды. И в центре всего этого повествования будет лежать борьба с человеком и другими мутантами за законное место под солнцем. Вот только масштабы хикмановской драмы значительно шире, нежели приключения отдельно взятой горстки мутантов. Именно бесконечная борьба и становится главным героем комикса, на которого мы смотрим глазами Мойры Мактаггерт. Она мутант, но её силы выходят за рамки примитивных «самозаживлялок» и управления погодными явлениями. Девушке суждено раз за разом проживать жизнь, сохраняя память о предыдущих воплощениях. А значит, финал жизненного пути Мойре известен заранее. Ну как тут удержаться от соблазна и не попытаться переписать ход истории? Тем более что в случае неудачи у тебя останется попытка всё изменить и сделать мир значительно лучше.

        Собственно, этим приёмом Хикман легализует каждую из реальностей, в которых когда-нибудь существовали мутанты с геном икс. Теперь всё, что с ними случилось, случилось на самом деле, а в какой из жизней Мойры Мактаггерт, уже не так важно. Построение локального рая на Геноше, попытка уничтожения проекта «Стражи» в зародыше, евгенические опыты Апокалипсиса, химеры Синестера — всё это было, и всё это приводило к гибели. Человек и мутант не могут сосуществовать. Основной закон природы о том, что выживает сильнейший, никто не отменял. И потому один вид будет отчаянно пытаться уничтожить другой. Просто потому, что так будет спокойней. Страх является сильнейшим движителем. И если есть хоть малейшая предпосылка к тому, что твой род окажется истреблён, нужно гасить её в зародыше. По сути, этим и занимается человечество, раз за разом проектируя новых Стражей для борьбы с мутантами.

        И вот тут Хикман делает скачок в сторону весьма интересных идей. Человечество в том виде, в котором оно сейчас существует, обречено на вымирание. Как бы отчаянно оно ни сражалось с новыми мутантами, исход один, и он известен заранее. Человек слаб, и для победы он должен создать оружие, способное победить потенциального врага. Но парадокс заключается в том, что само человечество для победы должно приобрести принципиально новые черты. Стать технологическим эквивалентом мутанта. После чего в ход идут размышления о будущем цивилизации в целом. Нет, никаких сверхвысоких материй и диалектических учений здесь нет. Хикман очень наглядно иллюстрирует свои мысли по этому поводу, особо не вдаваясь во все философские тонкости. Правда, за этими грёзами о будущем теряется вся энциклопедическая скрупулёзность в описании построения нового государства. Самобытный язык, экономические программы, система правления — всё это кажется сущей мелочью на фоне глобальных трансформаций Вселенной. Что уж говорить о жизни десятка-другого людей с геном икс?

        В этом месте резонанс между ожиданиями и реальностью достигает своего пикового значения. Теперь всё зависит только от уровня вашего знания мутантской вселенной. Помните, нам обещали простое и приятное погружение в этот диковинный мир? Ничего подобного в комиксе нет и в помине. Глобальные потрясения идут в назывном порядке, вызывая минимальное чувство сопереживания. Нам словно зачитывают сухую новостную сводку. Гибель команды мутантов не вызывает соответствующих эмоций. Да ещё и автор своими задумками нарочито принижает трагичность момента. Теперь смерть мутанта — это лишь временная заминка, после которой идёт локальная перезагрузка системы. Ксавье и Магнето удалось поставить бессмертие на поток. Естественно, это даёт огромное преимущество мутантам, но «отцы-основатели» пытаются хотя бы минимально уровнять шансы на будущее обоих видов, для чего вводят весьма жёсткие ограничения, по факту выписывая новые заповеди, по которым предстоит жить мутанстскому сообществу. Лица стёрты, остались только абсолютные величины.

        Другое дело, если вам не понаслышке знакома мифология мутантов. Тогда комикс Хикмана заиграет совсем иными красками. Пары панелей будет достаточно для того, чтобы разглядеть в них огромный потенциал. Перед вами предстанут не случайные болванчики, наугад вытянутые из мешка жадной рукой ребёнка, а знакомые герои со своими чувствами и историями. И эти истории сформируют причудливую мозаику новой реальности. Изображения обнимающихся Циклопа, Росомахи и Джины Грей хватило для сонма фанатских теорий разной степени фривольности. И подобных завуалированных откровений и нетривиальных загадок здесь сотни. Нужно лишь научиться читать между панелей.

        Если вы спросите у фанатов, чем же хорош этот комикс, то почти наверняка услышите с десяток непохожих объяснений. И каждое из них имеет право на жизнь. В этом и заключается гениальность Хикмана — он создал сложное многослойное полотно, в котором каждый найдёт что-то своё. И не так уж важно, можете ли вы назвать с ходу настоящее имя Росомахи или нет (подсказка: за ответ «Логан» в гик-сообществе могут и побить). Хотите — интерпретируйте «Дом Икс» как историю борьбы мутантов, нет — вот перед вами робкое предостережение о возможном будущем всего человечества. Будущем, в котором Мойра Мактаггерт завершит очередную жизнь. Будущем, которое так идеально вписывается в эволюционные теории, что в него начинаешь искренне верить.






        Константин Большаков, ComicsBoom!
        Специально для магазина 1С Интерес.