Лучший рисунок в комиксах. Часть 1

        Рисованные истории, или… комиксы, – многими непросвещёнными закостенелыми консерваторами воспринимаются как детские произведения, недостойные внимания серьёзной публики. Как правило, – они даже не понимают, что комиксы – это симбиоз литературы и изобразительного искусства. Но в то же время, как даже детские рассказы и книги могут считаться искусством, комиксы в умах большинства таковыми не являются, хотя уже как лет пятьдесят их признано считать девятым искусством – между кино, теле и радио вещанием и видеоиграми. И если наши новостные обзоры про культовые графические романы призваны вас знакомить со знаковыми и, порой, – важными с литературной точки зрения комиксами, то этот будет опираться больше на вторую составляющую любого представителя рисованных историй, а именно – изобразительное искусство, ну или – уникальный художественный стиль. Хотя это, конечно, ни в коем случае не обесценивает литературную составляющую этих изданий. В общем, – мы начинаем.

        Начать можно с «Серебряного Сёрфера: Тьма» Донни Кейтса, которого выпустило издательство «Комильфо» в рамках крутейшей «Золотой коллекции Marvel»: как и любой комикс из этой серии – качество издания на высочайшем уровне, а сюжеты не требуют предварительного знакомства с персонажами. Хотя те, кто хорошо знаком с вселенной Marvel, при прочтении «Серебряного Сёрфера» будут порой удивляться: как Донни Кейтс умудрился в сравнительно небольшой комикс, состоящий из пяти глав, запихнуть такое кол-во событий, отсылок и персонажей. А те же, кто знаком с другими его работами, – такими как «Веном» или «Стражи Галактики», – увидят в отсылках общие связи – всё-таки, Кейтса не зря считают одним из лучших авторов современных комиксов. Но как бы ни была интересна вселенная, которую строит автор сценария, для её воплощения требуется художник – и тут таковым является Тредд Мур: посетив его сайт – сразу понимаешь, что у художника свой ни на кого не похожий стиль рисунка – абстрактный и немного сюрреалистичный стиль прослеживается во всех работах художника и «Серебряный Сёрфер: Тьма» не исключение: каждый лист как произведение искусства; в панели хочется всматриваться и изучать детали – и это тот случай, когда ты разрываешься между желанием прочитать – «что же произошло дальше по сюжету…» или продолжить исследование страниц; ты чувствуешь и динамику и скорость и даже само искажённое пространство, а добравшись до концовки, – тебя так и тянет вернуться в начало и снова начать исследовать детали изображений на панелях комиксов. Если вы цените уникальный визуальный стиль комиксов, – если это так то, «Серебряный Сёрфер: Тьма» можно добавлять в список обязательных изданий в коллекции.

        Далее мы решили добавить в наш список целую серию комиксов от Майка Миньолы – про мальчика из ада: многие знают «Хеллбоя» по отличной дилогии Гельермо Дель Торо, однако появился персонаж именно в комиксах; и что самое интересное – Майк Миньола является не только создателем персонажа, но и художником и автором сюжетов, хотя и не всегда, конечно – всё-таки серия комиксов про «Хеллбоя» весьма обширна, да и первая мини-серия о нём создавалась совместно со сценаристом Джоном Бирном, но большинство последующих – выходили на основе сценариев самого Майка, хотя временами помогали и другие авторы; в любом случае – «Хеллбой» получился невероятно крутым, а вселенная Миньолы наполнена довольно неожиданными персонажами: дело в том, что в возрасте десяти лет, юный Майк познакомился с русским фольклором и, по его словам, – «на него это оказало неизгладимое впечатление». «Хеллбой» довольно часто бывает в России, а среди персонажей – такие знакомые всем нам имена, как: Распутин, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и даже Пётр Первый – иллюстрации в серии намертво впечатываются в память и их трудно спутать с чем-то другим; стиль рисовки Миньолы сразу выделяется среди прочих художников – он контрастен, мрачен и местами скуден на детали – персонажи с грубыми чертами лиц и большим количеством густых теней. Ну а для тех кто хочет проследить эволюцию стиля и идей художника – настоятельно рекомендуем «Артбук Хеллбой и его вселенная», где можно увидеть также и ранние наброски; ну а «Артбук Хеллбой: 25 лет обложек» – просто отличный вариант в коллекцию, так как в нем собрано более ста восьмидесяти полностраничных иллюстраций – как от самого Майка Миньолы, так и от других художников, которые периодически подменяли его в кресле художника.

        «Комикс Справедливость. Абсолютное издание»
        Автор: Джим Крюгер
        Твёрдый переплёт, 496 страниц.

        «Комикс Царство Небесное»
        Авторы: Алекс Росс, Уэйд Марк
        Твёрдый переплёт, 356 страниц.

        Далее на очереди – «Справедливость. Абсолютное издание» от Джима Крюгера, Алекса Росса и Дуга Брейтуейта – четыреста девяносто шесть страниц, из которых около сотни отведено на дополнительные материалы – и это действительно массивное и очень крутое издание; прелесть этого комикса в том, что он невероятно лоялен к новичкам – и дело тут не в сюжете, а – как раз в этих самых дополнительных материалах. Изучив послесловие автора и досье на каждого персонажа перед прочтением основной истории – вы не нахватаетесь спойлеров и будете во все оружии. Даже если вы и понятия раньше не имели – кто такой, к примеру, Саламон Гранди или Загадочник, – понимание прошлого этих персонажей даст лучше погрузиться в историю. Как вы могли заметить: художественная часть комикса также его выделяет среди прочих… и лишний раз тому подтверждение – это победа в две тысячи десятом году на премии «Эйснера» – абсолютное издание «Справедливости» стала лидером в номинации «Лучший графический альбом переиздания». Вообще, Алекс Росс на обложке всегда означает уникальность художественного стиля: его рисунок отличается реалистичностью, а герои смахивают на античных богов, смотрящих сверху вниз на простых смертных – это всегда ощущается во всех его работах: к примеру, в том же «Царстве Небесном», который, кстати, – также обязателен в коллекции поклонника художественной части комиксов; «Справедливость» же довольно жёстко удерживает на каждой странице, заставляя всматриваться в детали, эмоции и краски – многие панели можно смело распечатывать в большом формате и вешать на стену – в общем, коллекционерам смело можно забирать к себе в коллекцию.

        Без преувеличения можно сказать, что «Лечебница Аркхем – Дом скорби на скорбной земле» – это самый необычный комикс о «Бэтмене»: наверное, это тот самый случай, когда комикс куда проще назвать предметом искусства, чем просто – графическим романом; сюрриалистическая и весьма глубокая с психологической точки зрения история о «Бэтмене» и «Джокере», наполненная символикой и даже некой мистикой – это экспериментальный ответ Гранта Моррисона на «Возвращение Тёмного Рыцаря» и «Хранителей»; по его словам: «Это попытка рассмотреть «Бэтмена» с точки зрения сказочного, эмоционального и иррационального «левого» полушария». Сама история небольшая и располагается на ста двадцати восьми страницах, однако, – данное издание дополнено набросками Гранта Моррисона, а также – полным сценарием , который ещё больше раскрывает «Дом скорби». За рисовку же отвечал Дэйв Маккин и описать её – ой как не просто: странные, местами – пугающие панели; постоянная смена форм и образов; выставленная на показ небрежность – сменяется продуманными деталями, а игра с тенями подчёркивает атмосферу сумасшествия и ужаса – Маккин мастерски изображает персонажей и меняет их прямо на наших глазах. Возможно, в следующих наших обзорах, посвящённых комиксам с лучшей рисовкой, мы сможем наткнуться на нечто подобное «Дому скорби», но пока, – объективно, в голову ничего не приходит…

        Издательство «Бумкнига»
        «Комикс Пантера»
        Автор: Брехт Эвенс
        Твёрдый переплёт, 134 страницы.

        Напоследок, мы решили оставить представителя из серии «Скажи что ты тут видишь?» – «Пантера» Брехта Эвенса – это комикс, который сильно выбивается из нашего списка, но он действительно достоин внимания; на первый взгляд, «Пантера» – просто кричит, что она детская книга, да и основная завязка сюжета довольно проста: домашняя кошка девочки умирает, а волшебная пантера выползает из ящика комода, чтобы подружиться с ней. Но, по мере прочтения, книга медленно, но верно становится все более мрачной и коварной – Эвенс сам открыто признает в своих интервью, что он пытался на протяжении всей книги качать маятник настроения между желаемым весельем и абсолютным ужасом; испугаться конечно навряд ли удастся при прочтении, но чувство напряжения порой будет накатывать... При этом, многие отмечают, что у книги нет как таковой чёткой трактовки – каждому читателю придётся самому разбираться с тем, – что же хотел сказать автор. Касательно графической составляющей... не дайте себя обмануть – за вроде бы детскими рисунками прячется серьёзная работа художника; визуальный стиль тут служит определённым целям и цветовая палитра отражает повествование, а найти два одинаковых изображения пантеры просто не получится. В аннотации к изданию написано, что журнал The Guardian назвал Брехта Эвенса «одним из самых талантливых представителей бельгийской школы иллюстрации со времён Эрже», – всемирно известного автора «Приключений Тинтина». Что ж... мы не являемся художественными критиками, но трудно спорить с тем, – что Эвенс обладает собственным видением на то, – каким должен быть комикс, а его работы – явно выделяются из общей массы.

        А какие комиксы вы считаете шедеврами изобразительно искусства? Следите за свежими новостями в комикс-индустрии на сайте нашего интернет-магазина «1С Интерес».


        Материал подготовлен ComicsBoom!
        Специально для магазина 1С Интерес.