Обзор комикса «Последняя охота Крэйвена»

        Обзор комикса «Последняя охота Крэйвена».

        Есть сложные истории, рассказанные простым языком. Они подкупают своей открытой наивностью. Есть простые истории, рассказанные языком сложным. Они предлагают читателю замысловатую игру по дешифровке смыслов с интерпретациями образов. А есть «Последняя охота Крэйвена» – наполненный поэзией комикс, сумевший объединить в себе завораживающую лирическую красоту смерти и прозаичную тягу к жизни. Эта история рождалась медленно, в творческих муках, постоянно преображаясь под рукой автора. Словно поток чувств, для которого ещё не придумали слова, а тем более рисунок. Но именно так и появляются на свет вещи, занявшие своё заслуженное место в сердце читателя. О них спорят, их пытаются осознать, прочувствовать, осмыслить. Ими восхищаются и их ненавидят. И, конечно же, их издают раз за разом, заставляя нас вновь возвращаться к ним. Сколько уже «Охот» вышло на русском языке? И вот новая инкарнация, на этот раз в рамках «Золотой коллекции». Чем не повод в очередной раз вспомнить о классической смерти Человека-паука? Тем более что в этот раз издательством «Комильфо» была проделана колоссальная работа в части ретуши. Так что предыдущие издания вряд ли выдержат сравнение с новой книгой.

        В сонме врагов Человека-паука заурядных личностей не то чтобы очень много (по крайней мере, в первом эшелоне). Но Сергей Кравинов выделяется даже среди безумцев. Потомок аристократического рода, он одержим охотой на монстров, ведь только охота может вернуть ему утраченную честь. И, конечно же, Паук становится идеальной целью. Городской хищник, сражающийся с различными чудовищами, стал бы неплохим экспонатом в музее личных побед. Правда, до сих пор Пауку удавалось выходить победителем в схватках с Крэйвеном. Но не в этот раз. Эта охота должна стать последней для Сергея, и он готов пойти на всё для того, чтобы одолеть своего заклятого врага. Даже использовать оружие, что несколько противоречит собственным правилам Охотника. И вот Человек-паук мёртв, но это только начало истории, ведь в планах Крэйвена занять место своего врага, чтобы в придачу уничтожить добрую память о дружелюбном соседе. А заодно самому превратиться в Паука.

        Пока Крэйвен в чёрном костюме скачет по подворотням Нью-Йорка, коверкая стихи Уильяма Блэйка, Питер Паркер в очередной раз пытается решить гамлетовскую дилемму. Выстрел Охотника не убил его, но вновь привёл к мысли о том, что человек смертен и рано или поздно смерть настигнет и Паука. Так стоит ли сопротивляться и продлевать агонию? Стоят ли подвиги жизни его родных и близких? Когда-нибудь враги раскроют тайну его личности и тогда наверняка нанесут удар по самому больному месту – близким для Питера людей. Так может, проще обезопасить их от этой участи, приняв сейчас свою смерть как данность? Умереть, уснуть, забыться. Даже если сейчас это принесёт боль жене, подобное решение избавит её от постоянного страха, с которым ей приходится жить каждый день. Вроде бы неплохая сделка. Но бегство от ответственности никогда не было проявлением силы. А за слабость Паркер и так уже заплатил слишком большую цену. И потому, если есть хотя бы маленький шанс на победу, нужно отчаянно хвататься за него. Именно это, а вовсе не паучьи силы, делает Питера героем.

        Но если Паук проявляет тягу к жизни, то Крэйвен, наоборот, целенаправленно движется к финалу своей охотничьей карьеры. Но для эффектной точки ему нужна победа над Пауком. Правда, победа в понимании Сергея выглядит весьма своеобразно. Он отдаёт себе отчёт в том, что городу нужен герой и защитник, и потому вместо, казалось бы, логичной схватки с Паркером, он решает сразиться с одним из его наиболее опасных врагов – Паразитом. Когда-то Человек-паук смог одолеть его только с помощью Капитана Америка. Крэйвен же предпочитает битву один на один и выходит из неё победителем. Но показав своё превосходство над Пауком, он, как и обещал, уходит навсегда, особо не заботясь о том, кто дальше будет сражаться с Паразитом. Впрочем, он уже оценил силу Паука, сумевшего выбрать жизнь, и потому решил, что тот прекрасно справится без посторонней помощи. Победивший смерть вряд ли дрогнет даже перед лицом самого жуткого монстра.

        «Последняя охота Крэйвена» наполнена поэзией. И дело здесь не только в повторяемых раз за разом строчках Блэйка. Терзаемые противоречиями, оба героя ведут напряжённую внутреннюю борьбу. Их монологи, преисполненные оперного пафоса, погружают читателя в эпицентр личной трагедии, вокруг которой кипят подлинные шекспировские страсти. И в этом потоке эмоций Сергей и Питер пытаются отыскать себя, осознать, кто же они есть на самом деле, понять, в чём заключается их предназначение. Да, это безусловно сильные фигуры, но им не чуждо сомнение. Один из них сделает выбор в пользу чести и смерти, другой предпочтёт и дальше сражаться, защищая то, что дорого сердцу. И одерживая победу над своими страхами, оба героя дают свой ответ на вопрос «быть или не быть?». И оба ответа демонстрируют силу личности. Здесь нет и не может быть бегства, просто каждый из них выбрал тот путь, который счёл правильным.

        «Последняя охота Крэйвена» давно получила статус классики и заслуженное место во всевозможных подборках обязательных к прочтению комиксов. Но оказалась она там вовсе не из-за смелой попытки убить Человека-паука или максимальной мрачности сюжета. Нет, это именно классическая трагедия, созданная по всем канонам театральной драматургии. Именно эта лиричность и вызывает восторг при условии, что вам нравятся трагедии. Если нет, то «Охота» может показаться вам переоцененным комиксом с пафосными монологами рефлексирующих героев, странноватой логикой, условным сюжетом и весьма хмурыми декорациями. С другой стороны, театр тоже любят не все, но тем не менее, он всегда находит своего зрителя.


        Константин Большаков, ComicsBoom!
        Специально для магазина 1С Интерес.