Премия ComicsBoom! 2020

        В декабре этого года мы, новостной портал ComicsBoom! и магазин 1С Интерес рассказали вам о главных комиксах минувшего года – этот ролик вы можете найти на нашем YouTube-канале. Однако «главных» комиксов много, а вот «лучших» – единицы, и отбирают их члены жюри ежегодной Премии КомиксБума. В этом году Премия проводилась аж в седьмой раз – дебютировав в 2014-м году, она по сей день остаётся главной наградой в отечественной комикс-индустрии.
        В жюри Премии-2020 было отобрано 17 человек – это авторы статей и обзоров, посвящённых комиксам и публикующимся как в их личных блогах, так и на крупных тематических площадках. Главное чтобы голосующий сам не работал в каком-либо издательстве и не имел опубликованных комиксов – мера для гарантии непредвзятости.
        Всего в Премии шесть номинаций: «Лучшая манга», «Лучшая оригинальная книга комиксов», «Лучшая оригинальная серия комиксов», «Лучшая переводная книга комиксов или ван-шот», «Лучшая переводная серия комиксов», а также главный приз – «Лучшее издательство».
        Нововведение этого года: специальная номинация «За любовь к комиксам». Ей была посмертно награждена Анна Брускова, известная поклонница рисованных историй и составительница популярного среди других фанатов дайджеста о новинках комиксов.

        Редакция ComicsBoom!: Анну Брускову знали многие из числа тех, кто так или иначе интересуется или делает комиксы в нашей стране. Если не лично, то хотя бы заочно. Она присутствовала буквально на всех мероприятиях, выставках и автограф-сессиях в Москве и не только, поддерживала художников, авторов, издателей и любимый магазин «Чук и Гик», как добрым словом в комментариях, так и безграничным вниманием вживую. Комиксы пишутся и рисуются в первую очередь для читателей, и Анна, по воспоминаниям многих, оставалась одной из самых преданных и благодарных читательниц. К сожалению, мы вынуждены писать все эти приятные слова в прошедшем времени, потому что в самом конце прошедшего года Анны не стало. Редакция «КомиксБума» присоединяется ко всем высказанным ранее словам соболезнования родным и близким Анны и искренне считает, что более достойного победителя первой номинации «За любовь к комиксам» было бы сложно придумать. Анна, этот титул твой.

        А теперь к победителям «книжных» номинаций:

        Лучшая манга.

        Номинанты:

        1. «Призрак в доспехах. Том 1» («Азбука»)
        2. «Клинок бессмертного. Том 1-2» (Alt Graph)
        3. «Берсерк. Том 1-2»(XL Media)
        4. «В этом уголке мира» (Alt Graph)
        5. «Стальной алхимик. Том 6-9»(«Азбука»)


        Победители:

        «Призрак в доспехах. Том 1» («Азбука») и «Клинок бессмертного. Том 1–2» (AltGraph)

        «Стальной Алхимик» попадает в шорт-лист второй год подряд – серия делюкс-изданий манги Хирому Аракава полюбилась читателям, но жюри в этом году обошли её вниманием. Не потому что манга сдулась к девятому тому, нет – просто в минувшем году и без неё хватало примечательных новичков. В Россию вернулся «Берсерк» – сразу в формате «омнибуса» по два тома в одной книге с ляссе и в твёрдом переплёте; наконец-то вышел «Призрак в доспехах», анонсированный давным-давно к премьере уже забытого фильма со Скарлетт Йохансон; AltGraph же продолжал радовать не самыми известными, но крайне интересными тайтлами.

        В итоге призовое место разделили две книги: долгожданный «Призрак в доспехах» (как-никак, год выдался киберпанковый) и «Клинок бессмертного» – самурайский экшен о бессмертном воине.

        Константин Большаков, портал ComicsBoom!: «Призрак в доспехах» во многом определил современный вид киберпанка. Из протестной полуфилософской литературы (вы же до сих пор терзаетесь вопросом, снятся ли андроидам электроовцы) течение вырвалось на городские улицы и было радостно встречено публикой. Причиной этого как раз и стал «Призрак в доспехах». А ещё без него бы не было «Матрицы», что определённо добавляет ему плюсик при выборе лучшей манги. И при этом, несмотря на свой приличный возраст, приставка «ретро» так и не прилипает к манге Сиро Масамунэ. Поэтому тут, пожалуй, без вариантов голос за «Призрака».

        Константин Буянов, портал “Гикстер”: Простите, но я субъективен: если в номинантах есть Хироаки Самура — мой голос без размышлений улетает за него. У Самуры есть странная привычка как минимум доставлять читателю дискомфорт, как максимум — делать больно. На этом строилась, например, манга «Повозка Бладхарли», изданная Alt Graph несколько лет назад. На этом отчасти строится и «Клинок бессмертного». Знания анатомии помогают мангаке создавать сцены дуэлей, от ранений персонажей в которых становится не по себе, а по коже идёт лёгкая мурашка. Да, лёгкий мазохизм, не могу пройти мимо.

        Лучшая оригинальная книга комиксов или ван-шот.

        Номинанты:

        1. «Жёлтый Ангел» («Белый Единорог»)
        2. «Пятьдесят лет любви»(«Терлецки Комикс»)
        3. «Знаки течения» («Бумкнига»)
        4-5. «Мастер и Маргарита. По роману Михаила Булгакова»(«Бумкнига»)
        4-5. «Нечистая сила» (Bubble)



        Победитель:

        «Пятьдесят лет любви» («Терлецки Комикс»)

        Отечественные комиксы всегда радуют разнообразием. «Жёлтый Ангел» – авангардный детектив в сеттинге революционной России с рисунком мэтра отечественного комикса Аскольда Акишина; «Знаки течения» – сборник рассказов Юлии Никитиной, традиционно очень чувственных и искренних; «Мастер и Маргарита» – комикс-адаптация романа Михаила Булгакова, нарисованная всё тем же Акишиным; а «Нечистая сила» – история о мурманской рок-группе, каждый участник которой – представители той самой нечистой силы: леший, домовой, великан и так далее. Но особенно полюбился членам жюри комикс «Пятьдесят лет любви» – история Виталия Терлецкого, Ольги Лаврентьевой и Алексея Хромогина о цензуре, самоцензуре и любви Гитлера к японской принцессе.

        Андрей Станкевич, телеграм-канал Stankocomics: Комикс о том, как воплотить свою идею в жизнь и не опасаться за свою свободу. «Пятьдесят лет любви» — самое неожиданное произведение прошлого года. Когда прочитал его, был в лёгком и приятном шоке от всех составляющих: задумки, реализации, художественные решения. Только вдумайтесь: персонажи комикса (они же авторы) весь сюжет размышляют на тему цензуры и обсуждают, насколько безопасно будет издать шутливый комикс про Гитлера. При этом, через пересказ истории той самой задумки они доносят историю любви Гитлера до читателя, чем и осуществляют свою первоначальную идею по изданию комикса, но как бы вскользь и между строк. Этот самый метанарратив делает комикс просто великолепным. Не понимаю, почему в момент его выхода возникли жаркие споры, поскольку в комиксе нет ни опасных мыслей, ни оскорбляющих кого-либо тезисов. А есть только смелая для нашего времени задумка и весьма остроумное, в чём-то даже гениальное творческое решение по её реализации. Браво!

        Лучшая оригинальная серия комиксов.

        Номинанты:

        1. «Вор теней» (Bubble)
        2. «Ирвинг и Варвара варварша» («КомФедерация»)
        3. «Собакистан. Щенки» («Терлецки Комикс»)
        4. «Мир. Том 1-3» (Bubble)
        5. «ТурбоКарп» (Bubble)


        Победитель:

        «Вор теней» (BUBBLE)

        Засилье BUBBLE в шорт-листе как никогда оправдано: в минувшем году издательство представило миру несколько новых героев, в том числе и первого настоящего супергероя – Мира. Уже упоминавшийся ранее Виталий Терлецкий выпустил продолжение хитового «Собакистана», а Женя Киямов – сиквел не менее хитового «Ирвинга». Но победил – явно не без помощи магии, ведь это его вторая победа в этой номинации – «Вор теней», сбежавший из издательства JellyfishJam к «Бабблу».

        Всеслав Тишкин, портал ComicsBoom!: Переход «Вора теней» от Jellyfish Jam к BUBBLE — предсказуемое и замечательное событие. Алексей Волков, Кирилл Кутузов и Алексей Горбут уже отметились в издательстве совместной работой над книгой «Майор Гром. 1939», так что прибытие главного мейнстримного авангардного комикса в ту же гавань не заставило себя долго ждать. При том, что «Мир» стал для меня приятным открытием 2020 года и одной из лучших серий в отечественной супергероике (отдельно хочется отметить формат издания, как мне кажется, крайне удачный), значимость «Вора теней» выходит за границы пространства и времени. Приключения Петра Таирова в психоделической круговерти с отчётливым безумием Серебряного века и ядерной примесью сатиры должны быть отмечены в этой номинации второй год подряд. С нетерпением жду, с одной стороны, пересечения этого прекрасного и чудесатого сеттинга с другими мирами BUBBLE, а также, возможно, появления «Победителей невозможного» и «Доктора Люцида» по соседству. Им-то точно не помешало столь же роскошное издание!

        Лучшая переводная книга комиксов или ван-шот.

        Номинанты:

        1. «Вижн. Полное собрание» («Комильфо»)
        2. «Труп в Имджине! И другие истории Харви Курцмана» («Белое Яблоко»)
        3-6. «Вышивки» («Бумкнига»)
        3-6. «Каратель MAX. Омнибус» (ALDEN Comics)
        3-6. «Самая тёмная ночь. Абсолютное издание» («Азбука»)
        3-6. «Серебряный Сёрфер. Тьма» («Комильфо»)
        7-9. «Ветер в ивах»(«Манн, Иванов и Фербер»)
        7-9. «Ворон» («Азбука»)
        7-9. «Королевство» («Бумкнига»)
        10-13. «Война Алана. Из воспоминаний Алана Инграма Коупа» («Бумкнига»)
        10-13. «Песочный человек. Вечные ночи»(«Азбука»)
        10-13. «Справедливость» («Азбука»)
        10-13. «Чёрный Гром» («Комильфо»)



        Победитель:

        «Самая тёмная ночь. Абсолютное издание» («Азбука»)

        В «переводных» номинациях традиционно сталкиваются самые разношёрстные книги: рядом с однотомными шедеврами Marvel и грандиозными кроссоверами DC устроились культовые андеграундные произведения («Ворон»), комикс-адаптации зарубежных классиков («Ветер в ивах») и личные истории с полей Второй мировой («Война Алана»). Но из всего этого многообразия особенно выделяется «Самая тёмная ночь» – толстенный абсолют, ставший верхней точкой в истории Зелёного Фонаря Джеффа Джонса.

        Евгений Степин, портал GeekCity: Вообще, в конкретной категории, если бы мне пришлось выбирать из всего массива новинок прошедшего года, я бы выделил в первую очередь переиздание «Дьявола-хранителя» от «Комильфо». Увеличенный формат и крутое оформление как нельзя лучше подчёркивают сильные стороны и без того знакового комикса, каким является «Сорвиголова» Смита/Кесады. А сразу за ним — «Проклятого» Бэтмена и его «Последний крестовый поход», от «Азбуки», да здоровый сборник по Джеку Кирби от тех же «Комильфо». Однако – увы! – в итоговый список номинантов «КомиксБума» эти комиксы не попали. А потому голосую за «азбучную» «Самую тёмную ночь». Книжка не только интересная и качественная, но и исключительно здоровая. Что может быть лучше, чем развороты на четыре страницы в супергеройском комиксе, вот скажите мне?

        Лучшая переводная серия комиксов.

        Номинанты:

        1. «Трансметрополитен. Том 1» («Азбука»)
        2.
        «Гидеон Фолз. Том 1» («Комильфо»)
        3. «Джон Константин. Hellblazer. Страх и ненависть» («Азбука»)
        4-5. «Рассказы о Черепашках-Ниндзя. Том 8-10. Уроки / Путь / Грехи прошлого» + «Рассказы о Черепашках-Ниндзя. Том 11-12. Третий вид / Белые лошади» (Illusion Studios)
        4-5. «Сорвиголова Брайана Майкла Бендиса. Полное издание. Том 3» («Комильфо»)
        6. «Teenage Mutant Ninja Turtles Adventures. Приключения Черепашек-Ниндзя. Книга 7-8» (Illusion Studios)
        7. «Мороженщик. Том 1» («Комильфо»)
        8-10. «Араб будущего 2» («Бумкнига»)
        8-10. «Ключи Локков. Том 5-6» (fanzon)
        8-10. «Сорвиголова Фрэнка Миллера и Клауса Янсона. Том 3» («Комильфо»)



        Победитель:

        «Трансметрополитен» («Азбука»)

        В этом году в переводных сериях главенствуют хорроры, триллеры и прочая мистика: дебютировали на русском нашумевшие «Гидеон Фолз» и «Мороженщик», завершились «Ключи Локков», а «Джон Константин» уверенно продолжает покорять сердца читателей. Не обошлось и без европейских комиксов – их представляет второй том «Араба будущего» Риада Сатуффа, а по супергеройской части отдувается бесстрашный Сорвиголова и подростки-мутанты Черепашки-ниндзя.
        Однако бой был заведомо проигрышным, ведь в этом году вышел долгожданный «Трансметрополитен».

        Александр Юферов, YT-канал SORRYMYFRIEND: В этой номинации для меня выбор был очевиден: безоговорочная победа «Трансметрополитена». Уоррен Эллис будто взял все фантастические концепты будущего и смешал их в единую массу, которая, к моему большому удивлению, не стала выглядеть нелепо, а превратилась в новый постмодернистский концепт. В мире, который создал Эллис, даже самые странные вещи пронизаны логикой, и поэтому ты не воспринимаешь их в штыки. Ну и главный герой — это просто нечто. Суперхаризматичный, суперобаятельный, в меру подонок и хам, приковывает к себе внимание с первых страниц.

        Лучшее издательство.

        Номинанты:

        1. Азбука
        2. Alt Graph
        3. Комильфо
        4. Бумкнига
        5. Xl Media


        Победитель:

        «Азбука»

        В условиях карантина ни одному издательству не удалось громко заявить о себе на Comic Con Russia или Bubble Fest, но и без фестивалей им было, чем отличиться: достаточно было просто выпускать книги в этот непростой год и поддерживать фанатов, несмотря ни на что. Через краудфандинги, предзаказы или с помощью альтернативных обложек издатели находили средства и возможности печатать новинки, запускать свежие серии и закрывать предыдущие. Удивительно, но именно в «кризисный» 2020-й «Комильфо» завершило два рана о Сорвиголове и запустило «Золотую коллекцию Marvel», «Азбука» выпустила долгожданные «Трансмет» и «Призрака в доспехах», Xl Media и Alt Graph порадовали читателей новыми манга-сериями, а «Бумкнига» не изменяя себе продолжала печатать альтернативу и только альтернативу – подвиг, заслуживающий почтения в любой год.
        Но кубок «Лучшему издательству» останется в Петербурге – второй год подряд «Азбука» одерживает верх, радуя читателей знаковыми релизами и поддерживая ажиотаж не менее громкими анонсами.

        Сергей Афонин, портал GeekCity: В 2020 году я хочу отметить два издательства. Это «Комильфо» и «Азбука». Первые стоически заваливали нас релизами весь год, даря альтернативные обложки и помогая пережить эти мерзкие времена как комикс-шопам, так и нам самим. Кто мог знать, что именно в этом году к нам придут «Гидеон Фолз» и «Мороженщик»? А линейка «Золотая коллекция Marvel» вообще заслуживает отдельной похвалы. Ребята — молодцы. Но свой голос я всё-таки отдам за «Азбуку». В 2020 году они завалили нас мангой, а также выпустили много книг, которых мы ждали годами. И каждая из них в итоге стоила ожидания и срачей в комментах. Ну и «Самая тёмная ночь» — важная веха для всего переводного мейнстрима в целом. Так что 2020-й, на мой взгляд, за «Азбукой», но от них буквально в миллиметре находятся «Комильфо», положили руки на плечи и дышат в затылок.



        Полную версию «Премии КомиксБума–2020» вы можете прочитать здесь >>>

        А номинантов и победителей Премии ищите на полках сети магазинов 1С Интерес!

        Пользуйтесь промокодом COMICSBOOM для получения скидки 7% на любой товар из раздела «Книги».


        ComicsBoom!