5 лучших историй о Бэтмене. Часть 2

        «Что определяет хорошую историю?»: сюжет, взывающий к ожиданиям читателя – способный удовлетворить их и удивить, одновременно; умные диалоги, за которыми интересно следить; поступки персонажей, подталкивающие переворачивать страницы.

        В данном списке я хочу рассказать о пяти историях про Бэтмена, которые сильнее других отпечатались у меня в памяти – это не «ТОП» – все перечисленные истории хороши; другие истории хороши так же, но эти формируют моё представление о персонаже, и им я хочу с вами поделиться. Надеюсь, что вы уже знакомы с этими сюжетами, а если же нет ‒ что мои обзоры вас заинтересуют, и вы проведёте несколько хороших дней за их чтением.

        Издательство «Азбука»
        Комикс «Бэтмен: Тихо!»
        Сценарий: Джеф Лоэб, Скотт Уильямс
        Рисунок: Джим Ли
        Цвет: Алекс Синклер
        Твёрдый переплёт, 384 страницы.

        «Бэтмен: Тихо!» – очевидно, что этот комикс будет в списке – поэтому начнём с него – как с классической истории о Бэтмене: отличный сюжет, отличный рисунок и отличный цвет ‒ когда за одной работой собираются мастера, не желающие ударить друг перед другом в грязь лицом – по-другому получиться и не может.

        По сюжету: Бэтмен – сформировавшийся, уверенный боец с преступностью, знающий свой город, своих друзей и врагов – сталкивается с новой угрозой ‒ в канон вводится Hush – «Тихо» , не уступающий Бэтмену в стратегическом мышлении; всегда на шаг впереди – он преследует его – Брюса Уэйна и его союзников; вместе им придётся пробиваться через калейдоскоп классических злодеев, чтобы выяснить – «Чья личность скрывается под бинтами «Хаша»?».

        Сюжет стартует «с места в карьер» и быстро, набрав темп – не сбавляет его до самого финала: обилие злодеев может сбить с толку ‒ иногда, кажется, что их вбрасывают – просто, чтобы были, потому что образы узнаваемы; но под конец становится ясно, что талант авторов выше таких дешёвых клише и каждый персонаж играет в партии свою роль. Детальный рисунок, глубокие переливы цвета, классические образы персонажей и хороший детективный сюжет ‒ истории такого уровня выходят не часто – всем любителям американского комикса – обязательно к ознакомлению.

        Издательство «Азбука»
        Комикс «Бэтмен: Нулевой год»
        Сценарий: Скотт Снайдер
        Рисунок: Грег Капулло, Денни Мики
        Твёрдый переплёт, 432 страницы.

        ««Бэтмен: Нулевой год». «Тайный город» плюс «Тёмный город»» – отличная точка входа для тех, кто не читал комиксов о Бэтмене, и возможность познакомиться с новым каноном для всех остальных. Вообще – вся серия The New 52 у Бэтмена – крайне дружелюбна для читателя: перезапуская персонажа, авторы написали цельную историю, ёмкую, но компактную, которая, тем не менее – легко раскладывается на сюжетные арки, с которыми можно ознакомиться по-отдельности: так – сюжет «Нулевого года» находится в центре общей истории, но повествует о самом начале борьбы – ещё даже не Бэтмена, а Брюса Уэйна с преступностью.

        Арка наполнена событиями и сюжетными линиями – их много, и они – разные: события «Тёмного города» прямо вытекают из концовки «Тайного», поэтому – дать им аннотацию без спойлеров будет сложно; остановимся на том, что – это «origin-история» сразу нескольких персонажей: читателю предлагается осовремененный взгляд на становление Бэтмена через переосмысление «Года первого» Миллера, история становления Загадочника и пересоздание Джокера – оммажем на «Убийственную шутку».

        Оригинальный комикс Мура приучил нас считать, что Джокер был простым парнем, с которым случился один очень плохой день – недавний фильм Тодда Филлипса, в целом – вторит ему, но Снайдер даёт нам взглянуть на своего Красного Колпака ‒ гениального террориста, лидера и организатора, который держал город… хм… под колпаком – ещё до кислотной ванны.

        Интересная работа с персонажами дополняется отсылками на ранние комиксы про «Тёмного Рыцаря», а широкий спектр культурных отсылок может стать проверкой вашей эрудиции или возможностью узнать что-то новое из примечаний русского издания.

        Издательство «Азбука»
        Комикс «Бэтмен: Смерть семьи + Эндшпиль»
        Сценарий: Скотт Снайдер
        Рисунок: Грег Капулло, Денни Мики
        Твёрдый переплёт, 368 страниц.

        Можете считать, что помещать второй сюжет из The New 52 в список из пяти лучших сюжетов о Бэтмене – не очень честно, но что поделать – если история действительно хороша? Как и в случае с «Тихо!», эта история хорошо подойдёт тем – кто в теме, кто знаком с персонажами и хочет просто хорошей истории о Бэтмене. Тем более, что здесь – история противостояния с Джокером – триллерная настолько, что рейтинг «шестнадцать плюс» выжат максимально.

        Джокер вновь объявился в Готэме, и вновь он хочет показать Бэтмену реальную картину мира. Только вот Бэт-семья постоянно вмешивается – отвлекает Тёмного Рыцаря, делает его рассеянным и слабым; значит – пришла пора избавиться от них! Бэтмен должен признать, что злейший враг – ему ближе, чем лучший друг и сделать правильный выбор, иначе… «от любви до ненависти один шаг».

        Пусть название «Смерть семьи» – не сбивает вас с толку: да – эта история не разрушает статус-кво – как «Смерть в семье» Джима Старлина или «Убийственная шутка» Алана Мура, но она и не пытается ‒ вся история крутится исключительно вокруг отношений Джокера и Бэтмена, и смерть в названии относится не к той семье, о которой можно подумать в начале; «Эндшпиль» же завершает арку, превращая приключенческий боевик в почти что мистический триллер – ставки поднимаются до максимума, а Джокер оборачивается для жителей Готэма хтоническим ужасом – вечным, как древние монстры Лавкрафта.

        Этим сюжетом – Снайдер зарекомендовал себя одним из самых впечатляющих бэт-авторов, а его Джокер прочно вписался в канон – судя по всему, перед нами представитель новой классики историй о Бэтмене. Вообще, любой сюжет бэтменовского The New 52 – хорош: трио «Снайдер-Капулло-Мики» – отлично сработались, так что эта линейка ощущается – как хороший сериал, а «Нулевой год» и «Смерть семьи» занимают в ней стратегически важные места и их полезно будет прочесть каждому, кто хочет втянуться в бэтменовский мейнстрим: с них удобно начать знакомство со вселенной; на них отсылается «Металл», который продолжается сейчас в «Смертельном металле», да и события «Войны шуток и загадок» Кинга – скорее всего, начинаются после нулевого года.

        Комикс «Арка «Морозные дни» (#51 – #53)»
        Сценарий: Том Кинг
        Рисунок: Лии Уикс

        К слову, о Кинге: знаю – отношение к нему неровное – издательство вмешалось в его видение и концовку пришлось изменить, после чего серия ушла Джеймсу Тайниону IV, а Кинг ушёл лелеять своё видение Бэтмена в выделенную ему серию; но и у него есть сильные места, конкретно ‒ «весомые» диалоги: раскрывающиеся на лаконичных панелях, они передают значимость происходящих событий и напряжение персонажей – вес принимаемых решений, прожитых жизней и сломанных судеб. Не всегда такие диалоги уместны – такими панельками не передать яркой экшен-сцены, но если в одной комнате соберётся много людей и у них будет весомый повод для обсуждения…

        Арка «Морозные дни» из трёх глав – повествует о судебном процессе над Виктором Фризом, по подозрению в серийном убийстве девушек: решения выносят присяжные – двенадцать жителей Готэма, среди которых и Брюс Уэйн; дело кажется простым: Фриз ‒ известный преступник, улики общие, почерк указывает на него, в расследовании участвовал Бэтмен, да и Фриз сознаётся в содеянном; однако Брюсу ситуация кажется не столь однозначной, и он решает поговорить с каждым из одиннадцати присяжных. Официально эта арка ещё не издана на русском языке ‒ это важная сюжетная «перезагрузка» персонажа, которая происходит сразу после трагических событий «Свадьбы», а значит – должна войти в седьмой том линейки «DC Rebirth: Бэтмен». Как бы вы не относились к стилю Кинга, если вы любите хорошие «разговорные» сюжеты и вам понравился фильм «12 разгневанных мужчин» ‒ вам стоит с ней ознакомится.

        Издательство «Азбука»
        Комикс «Бэтмен: Белый рыцарь»
        Сценарий: Шон Мерфи
        Рисунок: Шон Мерфи
        Твёрдый переплёт, 232 страницы.

        Предыдущая история могла обмануть ваши ожидания: вы хотели историю про Бэтмена, а получили исповедь Брюса Уэйна – эта история обманет вас так же, причём – дважды, ведь в аннотации на задней стороне обложки не упоминается о действительно важной «фишке» комикса, который делает его не менее бэтменовским, чем все остальные сюжеты в списке.

        Первый обман кроется в названии: хоть Бэтмен стоит первым, история фокусируется на Джеке Напьере ‒ «нормальном» альтер-эго Джокера, проявившемся после очередной схватки с «Тёмным Рыцарем» – оказывается, под маской безумца скрывается расчётливый гений и теперь его цель ‒ обелить своё имя, покрыв урон, нанесённый городу Джокером, а также – призвать к ответственности Бэтмена за самосуд и прыжки на реактивном танке по крышам Готэма.

        История отлично подойдёт тем, кто пересмотрел все фильмы про Бэтмена, прочёл мейнстримные комиксы и хочет нового взгляда на известных персонажей ‒ здесь Джек рефлексирует о своём прошлом Джокера и отношениях с Харли Квинн – оказывается, их было несколько, а одержимый Бэтмен уже не считается с побочным уроном и возможными жертвами.

        Тем не менее – это очень бэтменовская история, потому что отсылает ко многим фильмам, сериалам и комиксам – чем обманывает читателя во второй раз: сложно воспринимать сюжет – как полное переосмысление канона – когда он за пару разворотов успевает дать отсылку к фильмам Шумахера, Нолана и к тому шоу с Адамом Уэстом – и не только визуальными пасхалками, но всей сюжетной канвой, разве что каламбуры про лёд не завезли.

        Не скатиться в «Лего: Бэтмен» истории позволяют – взрослый визуал, раскрывающий личные стороны жизни Напьера и жестокость Бэтмена, а рисунок Шона Мерфи, который в этой истории – и за автора, и за художника – точно передаёт настроение каждой сцены.

        Бэтмен ‒ уникальный персонаж: он комфортно чувствует себя и в подростковом супергеройском сюжете; и во взрослой драме; и в артхаусе про нормы морали и границы разумного. В данной подборке я старался уместить истории, дающие широкий взгляд на персонажа, подходящие – как новичкам, так и знакомым со вселенной Бэтмена – с современным, приятным широкой аудитории рисунком и самостоятельными сюжетами. Но это, конечно – далеко не весь список отличных историй про «Тёмного Рыцаря»: у нас официально переведено множество классических, любимых «в народе» сюжетов – и новые готовятся к выпуску – зайдите в любимый «комиксшоп», подберите историю для себя и поддержите рублём магазин и издателя.


        Михаил Татаркин
        Специально для магазина 1С Интерес.