Гений Айзек Азимов, кто же ты?

        Айзек Азимов – американский писатель, популяризатор науки и крупнейший мастер научной фантастики: многие ученые, изучавшие перспективы создания искусственного интеллекта – признают влияние его сочинений – он написал почти пятьсот книг, среди которых: научно-популярные и фантастические детективы; исторические исследования и юмор; путеводители по библии и Шекспиру – это человек, которого просто назвать «одним из величайших писателей-фантастов» – будет недостаточно.

        Исаак Юдович Азимов или, как все мы его знаем – Айзек Азимов – родился чуть более ста лет назад – в местечке под названием Петровичи, в еврейской семье – не ранее «04» октября 1919 и не позднее «02» января 1920 года: «Я не знаю точной даты своего рождения… Я родился в России, вскоре после революции: царил хаос, никто никого не регистрировал и несмотря на то, что, конечно – у меня есть день рождение, и я совсем не уверен в том, что я родился именно в этот день». Русского он не знал, так как семья говорила на идише, а выучить не получилось, так как уже в три года его семья иммигрировала в США, – где поселились в Бруклине, района Нью-Йорка.

        В пять лет – Айзека отдали в школу: чтобы не ждать его шестилетия – матери пришлось исправить дату его рождения на «07» сентября 1919 года. К моменту поступления в школу он уже говорил на двух языках – идише и английском, а также – прекрасно читал – и читал много… в семь лет он уже был постоянным посетителем библиотеки. Когда ему было девять лет – у него рождается брат Стэнли, и Айзеку приходится помогать отцу: шесть лет он вставал и шел разносить газеты, а после школы – бежал домой и допоздна стоял за прилавком в кондитерской отца: «Я работал по десять часов в день, семь дней в неделю – все это время я проводил в лавке. Даже когда обстоятельства вынуждали меня отлучиться на пару минут – меня начинал мучить вопрос: «Господи, а как же там в лавке?».

        Где-то в 1929 году на полках стали появляться научно-фантастические журналы – отец не очень одобрял такую литературу, но Айзеку удалось его убедить словом «наука» в название. К пятнадцати годам он уже окончил школу. Его родители хотели, чтобы Айзек стал медиком, но он боялся крови, и ему становилось плохо – вместо этого он попробовал поступить в самый престижный колледж колумбийского университета, но не прошел собеседование и поступил в юношеский колледж в Бруклине – через год колледж закрыли, и Айзек все-таки оказался в колумбийском университете, но правда – как свободный слушатель. В 19 лет он получает бакалавра, а еще через два года – магистра по химии. С 1942 по 1945 – работает химиком на военно-морской верфи в Филадельфии, после чего – отслужил в армии, до 1946 года. После армии, в 1948 году – он снова вернулся к учебе: окончив аспирантуру – он получает докторскую степень по химии и уже в следующем году – устраивается преподавателем на медицинский факультет бостонского университета, где в пятьдесят первом году становится ассистент-профессором, а в 1979 году – наконец получает звание профессора. Первые попытки в литературе Айзека были в одиннадцать лет: он описывал приключение мальчишек из маленького городка – дописать книжку – задора не хватило, однако – чуть позже – решил дать почитать первые главы своему товарищу, который с восторгом потребовал продолжения – видимо в этот момент Айзек и осознал – каким даром обладает и начал к нему относиться серьезнее: в 1939 году он опубликовал свой первый рассказ «В плену у Весты», но тот не принес ему особой известности, зато следующее короткое произведение – «Приход ночи», опубликованный в 1941 году – произвел фурор среди поклонников фантастического жанра: рассказ был о планете, на которой ночь приходит раз в две тысячи сорок девять лет; в шестьдесят восьмом году – рассказ назовут лучшим в этом жанре из когда-либо опубликованных: его неоднократно включали во всевозможные сборники и антологии и даже два раза пытались экранизировать – сам же Азимов не так тепло относился к этому рассказу и называл его водоразделом в своей литературной карьере; в девяностом году Азимов и Роберт Силверберг переработали рассказ в одноименный роман, сюжетная линия которого была развита и усложнена – по сравнению с первоисточником.

        Наверняка, вы слышали о трех законах робототехники – их авторство приписывают Айзеку Азимову, хотя тут не все так однозначно. Самый любимый журнал Азимова в 1938 году был – «Поразительный», и именно туда он принес лично свой первый рассказ, не доверяя почте – рассказ печатать отказались, но редактор журнала Джон Кэмпбелл посвятил беседе с восемнадцатилетним Айзеком целый час своего времени, видимо – эта беседа очень повлияла на язык и, так как именно из-за Кэмпбелла – Азимов отказался от инопланетян в своих рассказах; взгляды редактора были таковыми, что он не верил в равенство людей и полагал, что человек обставит там всяких «инопланетяшек»… как следствие – во вселенной «Основания» – вся галактика заселена только людьми, а в рассказах о роботах – говорилось об отношениях человека и машины. Кэмпбелл вообще принял только шестой рассказ Азимова, который, кстати – получил призовое третье место в читательском голосовании журнала, обойдя даже некоторых общепризнанных мастеров. Так вот – именно Кэмпбелл сформулировал три закона робототехники, и как он сам говорил, что: «Лишь достал их из рассказов Азимова и их авторство принадлежит именно Азимову» – который, в свою очередь – уступал авторство Кэмпбеллу и даже посвятил ему сборник – «Я, робот». Именно в рассказах Азимова появилось слово «robotics» или – «роботехника», которая впоследствии – войдет в словарь английского языка. Кстати – раньше, фантасты обычно писали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах, направленных против людей, но после выхода первых рассказов Айзека Азимова – роботы в литературе стали более дружелюбными – они начали подчиняться трем законам робототехники. До 1945 года он написал несколько рассказов по вселенной «Основания» – за что он начал получать уже неплохие гонорары.

        В 1948 году он впервые попробовал себя в публицистике и – к его удивлению – статья была принята крайне положительно, особенно – в кругах ученых-химиков, что сыграло не последнюю роль при сдаче на докторскую. В сорок девятом году он пишет последний – как ему тогда казалось – рассказ из цикла «Основания» и получает контракт на издательство первой книги – романа «Камешек в небе» – книга издательству нравится – и они выпускают еще – «Звезды как пыль» и «Космические течения». Ему предлагают издать серию фантастики для подростков, которая могла бы стать основой для телевизионного сериала. Учитывая, что ни одна подобная телепередача Азимову не нравилась – он не хотел, чтобы его имя ассоциировалось с чем-то подобным и единственный раз в своей карьере пишет под псевдонимом «Пол Френч». Издательства начали довольно уверенно проявлять интерес к Азимову, – и в свет выходит сборник рассказов «Я, робот», а затем – и вся серия «Основания» – в трех томах, которая стала самой популярной из его книг и до сих пор продается миллионными тиражами. «Однажды, придя домой – я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику – не просто со знанием дела, не просто для заработка, но гораздо более того – с удовольствием».

        В 1952 году Азимов выпускает научно-популярную книгу для подростков – «Химия жизни», за которой последовало еще несколько книг на схожую тематику. Немного позже – Азимову предложат написать целый роман о роботах, а не рассказ – как обычно и в 1953 году выходит один из лучших детективных фантастических романов писателя – «Стальные пещеры». Надо сказать, что мало кому удавалось удачно сочетать детективную историю с научной фантастикой, но у Азимова это получилось превосходно. В 1958 году Азимов уходит от преподавательской деятельности и начинает заниматься только писательством – к этому времени – он уже был нарасхват у издательств, и он очень серьезно погружается в публицистику; в этом же году он соглашается вести колонку журнале «Fantasy and Science Fiction», который он продолжал вести всю жизнь и написал там девять статей. Далее – он выпускает множество книг о науке: химии, математике, физике, астрономии и биологии – книги в основном были предназначены для подрастающего поколения, но были издания и посерьёзнее: «Путеводитель по науке для интеллигентного человека», «Азимовская биографическая энциклопедия науки и техники», «Азимовский путеводитель по науке»; также он писал: о Древней Греции, Египте и Римской империи и даже – будучи атеистом – писал о Библии. Азимов также предсказал множество технологий и устройств, которые мы уже используем ежедневно, а многие, с большой долей вероятности – будем использовать.

        В 1965 году «The New York Times» попросили Азимова предположить – какие технологии нас ждут в ближайшие пятьдесят лет? В числе самого очевидного стоит выделить: видеосвязь, массовую компьютеризацию, связь из любой точки мира, роботизированный транспорт – он ещё пока на стадии тестирования, но его внедрение – дело времени, да и робототехнику можно уже понемногу в этот список добавлять. К началу семидесятых, написав сотню книг – он уже считался лучшим популяризатором науки в мире: Азимов стал литературным феноменом, очень незаурядной личностью и признанным гением – его отлично встречали везде: в издательствах, университетах, на конвенциях и вечеринках, где он любил пофлиртовать с симпатичными женщинами – эту репутацию он тоже использовал в своих книгах. В 1972 году он снова начал писать фантастические романы, с ходу выпустив «самый лучший» – по мнению критиков – роман «Сами боги», взявший всевозможные награды – в честь него, ну и – с его согласия – даже был открыт журнал «Научной фантастики Азимова» – он там писал небольшую колонку – журнал, кстати – издается до сих пор. В восемьдесят втором году выходит продолжение серии «Основания» под названием «Кризис Основания» – роман, написанный в стиле тридцатилетней давности – приняли очень хорошо – к восемьдесят четвертому году у писателя уже было выпущено около двухсот книг – и все его последующие романы становились бестселлерами.

        Азимов становится очень богатым писателем: он первым из писателей появляется на телевидении; он поддерживает множество начинающих авторов своим именем; раздаривает идеи, а деньги и слава, к этому времени – его уже не интересовали; у него не было особняков или яхт, а была лишь пишущая машинка и тихая комната с зашторенными окнами. К концу жизни, в соавторстве с Робертом Силвербергом – он перерабатывает три своих знаменитых рассказа в романы: «Приход ночи», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган», а весной девяносто третьего года – уже после смерти писателя – выходит его последняя книга – «Я, Азимов» – третий том его автобиографии, которую он диктовал своей жене уже в больнице.

        Он был дважды женат: с первой женой – Гертрудой Блюгерман – он познакомился на «свидании вслепую» – еще в 1942 году – во времена его работы химиком на флоте: у них родилось двое детей – сын Дэвид и дочь – Робин Джоан; В 1970 году – они разошлись, а в семьдесят третьем году – развелись; к слову – в своей биографии Азимов полностью взял вину на себя – он говорил, что: «Его нельзя было назвать хорошим мужем, что был эгоистичен и занимался только своими книгами». Почти сразу, после развода – Азимов женится на Джанет Опал Джеппсон, с которой он познакомился на Нью-Йоркской всемирной конвенции – еще в 1956 году. Позже – Джанет Азимова поможет издать несколько его книг – уже после смерти, в том числе – его последнюю автобиографию.

        Настоящая причина смерти писателя держалась в секрете почти десять лет: еще в семьдесят седьмом году – он перенес инсульт а в восемьдесят третьем году – ему провели успешную операцию на сердце, но позже выяснилось, что донор крови был ВИЧ-инфицирован: в то время существовала дискриминация по отношению к ВИЧ-инфицированным в обществе – и поэтому после смерти автора – семья решила не разглашать истинную причину его смерти; через десять лет, – когда большинства врачей Азимова уже не было в живых – Джанет Азимова опубликовала настоящую причину смерти – в одном из изданий его последней автобиографии. Сам Азимов говорил, что: «Надеется умереть, упав лицом на клавиатуру пишущей машинки» – и «06» апреля 1992 года Айзек Азимов нас покинул: по его воле – тело было кремировано, а прах – развеян; первые полосы многих газет писали о его смерти, а через две недели «CNN» выпустила ретроспективную передачу о его карьере и жизни – до этого подобное делали только для политиков и кинозвезд – впервые, об уходе из жизни писателя-фантаста – скорбил весь Мир; говорят, что последними его словами были: «Это была хорошая жизнь...».


        А что интересного из жизни Айзека Азимова известно именно вам? С вами был интернет-магазин «1С Интерес» – следите за новостями, обзорами, читайте и смотрите то, – что вам интересно.