Алая Ведьма: Полное издание – рецензия от ComicsBoom!

        Судьбу Алой Ведьмы сложно назвать лёгкой. Ванда Максимофф начинала свой путь по страницам комиксов Marvel в Братстве Мутантов (злые мутанты, противники Людей Икс), а затем перешла на сторону Мстителей. Она черпает силы для своей магии из хаоса, хотя вряд ли кто-то даст толковое объяснение что это за штука. Была замужем за Вижном, но того столько раз собирали и разбирали, что уже не понятно где остался тот синтезоид, что её когда-то любил. Её дети погибли, и она спряталась в выдуманную реальность. Но иллюзии не вечны, и правда стала для Ванды слишком большим потрясением. Брошенные в сердцах слова «Больше никаких мутантов» стёрли с лица Земли целую расу, породив очередную вариацию дивного нового мира, чьи отголоски эхом отдались во многих историях Дома Чудес. Быть ведьмой всегда было непросто. Это мастерство требовало особой отдачи. И ладно бы всё ограничивалось фанатиками, готовыми придать всё, что им не по нраву, очищающему пламени. За возможность творить заклинания приходится платить высокую цену, а банки не выдают кредиты для подобных нужд.


        Впрочем, сегодня всё гораздо хуже (как будто у ведьмы, страдающей от депрессии что-то может идти хорошо). Угроза нависла над самой магической сутью. Источник волшебной силы начинает иссякать, а подобные явления явно влекут за собой нарушение баланса, в чём бы он ни заключался. Естественно, Ванда решает сама во всём разобраться, хотя сил для подобных расследований у неё не то чтобы слишком много. Любое заклинание, произнесённое ведьмой, неизбежно сокращает годы жизни, добавляя седины в роскошные когда-то локоны. Чары, конечно, маскируют это старение, но ими можно обмануть лишь окружающих, но не себя саму. Зеркальные поверхности с кривой ухмылкой беспощадно напоминают о реальном положении дел. Да и тело волшебницы нет-нет, да и напомнит о том, что часики, ответственные за продолжительность жизни неустанно тикают. Ну как тут не впасть в депрессию, растворившись в жалости к себе?

        В полное издание Алой Ведьмы вошли три истории – «Путь ведьм», «Мир колдовства» и «Последний заговор», условно связанные между собой сюжетными нитками. Джеймс Робинсон всеми силами старается объединить эти кусочки в единое полотно, но границы между историями слишком грубы, чтобы поверить в их цельность. Вот Ванда расследует череду волшебных происшествий, которые приводят её к могущественному Изумрудному Чародею. Вот она объявляет охоту на монстров, попутно разбираясь в своих комплексах и страхах. А тут уже спускается в царство хаоса, чтобы вместе со своими спутницами (три классические ведьмы, куда же без этого штампа) восстановить баланс магической вселенной. От истории к истории меняется не только рисунок (здесь вообще у каждого номера свой художник, что создаёт поистине фантастический калейдоскоп образов), но и общая проблематика. «Путь ведьм» в явном виде демонстрирует противостояние мужского и женского начал. «Мир колдовства» рассказывает о бегстве от себя, попытке спрятаться от своих проблем, заполнить духовную пустоту физическим противостоянием. Наконец «Последний заговор» поднимет вопрос отцов и детей на примере отношений Ванды с матерью. Естественно, что подобным историям тесно под одной обложкой. Да, это всё грани одной женщины, но кромки этих граней слишком остры – хотелось бы более плавных переходов в местах касания.

        Несмотря на бывшие родственные связи между Вандой и Вижном, не стоит искать в «Алой Ведьме» глубину уровня Тома Кинга («Вижн») с его размышлениями о том, снятся ли синтезоидам электроовцы. Кинга волновала проблема социализации Вижна, его способность к чувственному восприятию окружающей действительности, возможность вписаться в правила игры, определение границ притворства, за которым теряется собственное я. Джеймс Робинсон же в «Алой Ведьме» выдаёт городскую сказку с лёгким привкусом психологизма. На него вообще можно было бы закрыть глаза, если бы в одном из выпусков Ванда не оказалась на кушетке у мнимого психоаналитика. Именно этот эпизод и переворачивает всё с ног на голову, разумеется, если принять его всерьёз. Спасение колдовства, борьба со сказочными чудовищами, которая повторяется из номера в номер, начинают восприниматься как набор защитных барьеров, которые Ведьма выстраивает вокруг, чтобы отгородиться от неприятной правды. А правда, хоть и банальна, но требует от Ванды определённого мужества. Впрочем, сказка хоть и городская, но всё же сказка, а в них обычно всё заканчивается хорошо. В этом плане «Алая Ведьма» не стала исключением.

        Судьбу «Алой Ведьмы» сложно назвать лёгкой. Первый том истории вышел с логотипом издательства «fanzone» отдельной книгой в двух вариантах, предлагая читателю самому сделать выбор между мягкой и твёрдой обложкой. Выбирайте цену и вид, исходя из личных предпочтений и денежных сбережений. Но даже такой маркетинговый ход не принёс удовлетворительных результатов по продажам. В итоге серию решили издать целиком, но уже в одном омнибусе. При этом с обложки пропал значок «fanzone», уступив место эмблеме «Эксмо». Можно до хрипоты спорить об оправданности смены формата на трети пути по отношению к уже купившим первый том, но, кажется, в этом случае данное решение было не худшим вариантом: так или иначе, но серия закончена, а не брошена, и читатель может прочитать её целиком. А тем, кто купил уже «Путь Ведьм», можно посоветовать дать комиксу второй шанс. Поверьте, он этого на самом деле заслуживает.

        Константин Большаков, ComicsBoom!
        Специально для интернет-магазина 1C Интерес.