Просто ещё один великолепный МИФ

        Издательство «Манн, Иванов и Фебер», удачно сокращённое до лаконичного «МИФ», давно зарекомендовало себя на отечественном комикс-рынке как главный поставщик увлекательных детских историй. И серии вроде «Хильды», «Звёздного Замка» или «Дневника Вишенки» — явное тому подтверждение. Впрочем, писать для детей нужно так же, как и для взрослых, только лучше. Сейчас уже и не отыщешь первоисточник этой мысли, хотя она остаётся актуальной по сей день. Но главное — это правило прекрасно распространяется на комиксы. И если однажды вы всё же возьмёте в руки книги издательства «МИФ», то наверняка найдёте много интересного вне зависимости от даты рождения в паспорте. Поверьте, это будет потрясающее путешествие в волшебный мир, наполненное яркими приключениями. Мы же расскажем вам о шести наиболее интересных книгах «МИФа», которые подойдут любому читателю. А там, поддавшись волшебству рисованных историй, вы, может быть, захотите собрать какую-нибудь из серий.

        Начнём с комикса Райана Эндрюса «Мы дали слово». Детская фантазия универсальна — она может создавать волшебные миры прямо во дворе. А если недалеко от дома течёт река — это становится неиссякаемым источником приключений. Например, можно представить, что она впадает в небо, и спущенные на воду фонарики в конце пути превратятся в звёзды. И, конечно же, любой мальчишка захочет увидеть своими глазами это чудо. Правда, путь до волшебного места не из простых, и наверняка захочется вернуться домой к ужину, но если дал слово идти до конца, будь добр — держи. Бен и Натаниэль решили твёрдо следовать данной клятве. Они не друзья — просто знакомые. Но это дорожное приключение станет началом прекрасной дружбы. Тем более когда на пути тебя подстерегают опасности, с которыми было бы трудно справиться в одиночку.

        Взаимодействие мальчишек строится по тем же принципам, что и дуэт Грэга и Вирта в мультсериале «По ту сторону изгороди». Один из мальчиков — рассудительный рациональный, другой — эмоциональный и иррациональный. Они смотрят на мир совершенно по-разному. И потому у одного из них встреча с говорящим медведем вызывает чувство тревоги, граничащее со страхом, а для второго это всего лишь очередной друг, которому нужно помочь. Правда, эта наивная, порой граничащая с безрассудством доброта ещё не раз приведёт ребят к опасным ситуациям, но благодаря дружбе они смогут отыскать верную дорогу в этом странном мире. А мир действительно очень необычен, несмотря на свою нарочитую повседневность. Он подчиняется странной сновиденческой логике и напоминает истории Хаяо Миадзяки. Те самые, где по соседству может преспокойно жить ведьма, а на лодочной станции встретится медведь в пальто. Хотя кто знает, может, это всего лишь причудливый сон одного из героев.

        А вот комикс «Берегитесь, великаны!» Хорхе Агирре и Рафаэля Росада предлагает посетить вполне себе настоящую волшебную страну, где до сих пор живы ведьмы, морские короли и великаны. А если рядом с городом поселился этот самый великан, жители точно не смогут спокойно спать по ночам, какими бы высокими стенами не был обнесён город. По крайней мере, так считает юная рыжеволосая искательница приключений Клодетт. Её отец не разделяет одержимость дочурки подвигами, но работа в местной кузне отнимает слишком много времени, чтобы оно оставалось ещё и на воспитание чада. Да и разве уследишь за боевым ребёнком, который спит и видит битву с очередным чудовищем? А энтузиазма Клодетт хватит на то, чтобы собрать собственную команду, состоящую из маленького брата и лучшей подруги, и организовать поход прямиком через Лес Смерти. Конечно, это же вполне обычное название для леса. Вряд ли в нём могут поджидать какие-то опасности.

        Однако за шаблонным детским фэнтези кроется увлекательная история, высмеивающая эти самые шаблоны. Причём диапазон шуток достаточно велик, чтобы прийтись по вкусу любому читателю. Да и главная героиня обладает настолько обезоруживающей харизмой, что за её похождениями начинаешь следить с неподдельным интересом. И вроде бы это простая история о поиске себя и раскрытии личностных качеств, о которых даже не подозревал, пока был занят повседневными делами, но она затягивает с первых же страниц. И вот мы уже вместе с героями пытаемся спастись из хижины лесной ведьмы, а потом найти общий язык с морским королём. Да и великаны в конечном итоге окажутся совсем не такими, как в старых легендах. Зато теперь смело можно утверждать, что эти самые легенды не более чем страшилки для маленьких детей. С другой стороны, они отлично справлялись со своей задачей и берегли лесные секреты от любопытных глаз, ведь иногда тайнам лучше так и оставаться тайнами.

        Среди волшебных историй «МИФа» стоит выделить комикс-адаптацию повести Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Вообще комикс-адаптация — вещь, сразу же вызывающая волну здорового скептицизма. Перевод истории в формат комикса обычно сопровождается изрядной долей упрощения в сюжетном плане. И чтобы подобные трансформации прошли безболезненно, нужно обладать изрядной долей таланта и интуиции. Правда, с детскими (вернее, условно «детскими», всё же «Ветер в ивах» переполнен совсем не детской философией) книгами дела обстоят попроще. Хороший художник может подарить ещё одно замечательное путешествие в страну, куда взрослый человек уже никогда не попадёт. В конце концов, многие собирают любимые с детства книги, проиллюстрированные именитыми авторами, чтобы взглянуть под новым углом на ставших уже родными персонажей. И в этом плане «Ветер в ивах» Мишеля Плесси — идеальный выбор.

        Плесси аккуратно подошёл к первоисточнику. В комиксе мы вновь встретимся с любознательным Кротом, всезнающим Рэтом, рассудительным Барсуком и неугомонным мистером Тоудом. Автор бережно, глава за главой, переносит на бумагу повесть Грэма, сохраняя при этом её изящную лёгкость и нелинейность в плане выбора главных героев. Ведь и сам Грэм не смог определиться, кто же из них главный. А потому здесь есть история Крота, связанная с его переживаниями и новыми впечатлениями, есть сюжет, связанный с Рэтом, и есть приключения (вернее, злоключения) Тоуда. Грэм писал о большом и живом Лесе, и Плесси ярко отразил его в своих рисунках. Главным героем «Ветра» стала ускользающая сиюминутная красота, а вовсе не обаятельные зверюшки.

        Если «Ветер в ивах» можно считать условно детской сказкой, то комикс Сириль Педрозы «Три тени» уже безоговорочно относится к взрослым историям. Об этом услужливо сообщает маркировка на обложке. Главной темой «Теней» становится предстоящая смерть близкого человека. Тени же — мрачные знамения неизбежного конца. Кто смог бы спокойно принять неизбежное, тем более когда речь идёт о собственном ребёнке? Кто бы ни попытался обвести смерть вокруг пальца? Вот и отец маленького Жоакина решил увезти ребёнка в дальние края, туда, где не будет места тёмным знамениям. Вот только от судьбы не убежишь. Это понимает мать Жоакина, но она слишком любит мужа, чтобы пытаться образумить его. Она приносит последние дни с собственным ребёнком в жертву мужскому эгоизму и страху. Она понимает, как больно сейчас супругу, и боль способно притупить лишь бегство. По крайней мере, хотя бы на короткое время это позволит не думать о будущем, которого нельзя избежать.

        Собственно, разговоры о смерти, а вернее о её принятии и непринятии и превращают «Три тени» в сказку для взрослых. За образными и ёмкими метафорами стоят глубокие личностные переживания. Сам Педроза столкнулся с похожей ситуацией, когда умер ребёнок его друзей. Эта трагедия и легла в основу комикса. В истории автор пытается определиться, какой же путь в итоге правильный — немая покорность или битва до конца с осознанием того, что эта битва заранее проиграна. Но правильного ответа в итоге так и не находит. Да и какой может быть правильный ответ, когда любое решение отдаётся болью в сердце? И принятие неизбежности, и надежда на чудо не могут утешить в последнюю минуту жизни. Страх же приводит к безумию. И всё, что остаётся живым, — принять утрату как данность и постараться жить дальше. Но для этого нужно очень большое мужество. И тот факт, что героям комикса всё же удалось примириться с потерей, говорит о том, что конец у сказки пусть условно, но всё же счастливый.

        Следующей вспомним историю Джеймса Барри о мальчике, который не хотел взрослеть. Она уверенно занимает вторую строчку среди сказок, обросших бесчисленными толкованиями и вариантными прочтениями (первое держит Кэролловская «Алиса»). Красивый образ, который неоднократно использовался в мировой культуре. Графический роман «Венди» Мелиссы Джейн Осборн и Вероники Фиш вновь рассказывает о предводителе потерянных мальчишек. Вот только в своей истории Осборн существенно смещает акценты в сторону главного женского персонажа сказки — Венди Дарлинг. Да это и не сказка теперь, а комикс о молодой девушке, потерявшей в автомобильной аварии брата. Причём виновницей аварии она считает себя, ведь именно она тогда не справилась с управлением. Правда, память настойчиво вырисовывает странные образы, в которых угадываются черты летающего мальчика, но всё это кажется безумием, вызванным автокатастрофой.

        Не подумайте, будто «Венди» — это наполненный больными галлюцинациями дневник взрослеющей девочки. Да, это путешествие в собственное бессознательное, попытка заглянуть своему страху в глаза. И этот страх связан со смертью. Но смерть в «Венди» намного сложнее, чем может показаться. Девушке предстоит проститься не только с братом, но и со своей детской беззаботной жизнью. И для неё взросление — это та же смерть, которую невозможно избежать. Питер Пэн не хотел переживать эту смерть и потому сбежал в волшебную страну, где дети могут всегда оставаться детьми. А Венди не смогла. Она осознаёт, что бегство не выход. Нельзя постоянно прятаться от себя и своих страхов. Бегство только продлевает агонию, а не спасает от неё. И чтобы жить дальше, нужно принять боль и понять, что это очередная потеря из тысячи, которые поджидают на жизненном пути. Рассказывая свою историю, Осборн и Фиш предлагают взглянуть нам на знакомую сказку совершенно с другой стороны. И эта новая личная история подарит вам не меньше переживаний, чем оригинал.

        «Контракт с Богом» Уилла Айснера, пожалуй, самая «взрослая» книга в портфолио «МИФа» на сегодняшний день. И это при условии, что в послужном списке издательства имеется комикс-адаптация «Дневников Анны Франк» и рисованная биография Ирен Сэндлер. Сама по себе идея издать графический роман Айснера была смелым экспериментом. Как признавались сотрудники издательства: «Имя Айснера было на слуху даже у людей, далёких от мира комиксов. Упоминание именной премии встречается на многих обложках переведённых книг. Но вот самого Айснера ещё никто не издал, и мы решили исправить это упущение». Думаем, что не будет большим преувеличением сказать, что «Контракт с Богом» — знаковая книга не только для отечественного рынка комиксов, но и для всей комикс-индустрии в целом. Здесь появляется спорный термин «графический роман» — Айснер предлагает рассказать серьёзную историю с помощью карикатурных рисунков. Никаких супергероев, обычные люди и обычная (скорее даже заурядная) жизнь. Но именно такая жизнь наполнена своими маленькими мечтами, радостями и трагедиями. Истории, которые могут произойти с каждым из нас. Истории, которые произошли с Уиллом Айснером.

        Сюжет «Контракта с Богом» переплетается с биографией Айснера. Так же, как и герой комикса, Айснер потерял дочь. Для него это стало большим потрясением, но излить душу он мог только на бумаге. И снова боль растворилась в искусстве, порождая философские рассуждения о взаимоотношениях человека и Бога. В уста героя Айснер вложил собственные мысли. Это его личный спор с Богом, но в этом споре вряд ли родится истина. Скорее, каждый из них останется со своей правдой. И таких правд — сотни и тысячи. В книге Айснер показывает лишь четыре истории из жизни доходного дома в Бронксе. Но вряд ли они отличаются от десятков себе подобных, что происходят каждый день. В этом и проявился талант Айснера. Лаконичными мазками он рисует жизнь маленького человека. Смешную, нелепую и в то же время очень трагичную. Он не просит о соучастии или, упаси боже, сочувствии. Человек, у которого ещё живо сердце, прочувствует всё это без всяких просьб. Просто потому, что по-другому относиться к «Контракту с Богом» нельзя. Без взаимной открытости это будет всего лишь книжка с картинками, пусть и занявшая по праву своё место в истории комикса. И тогда вы получите совсем другой (скорее всего, неинтересный) «Контракт».
        Несмотря на постоянные поиски и попытки предложить читателю что-то новое, издательство «МИФ» нашло себя в огромном мире комиксов. Оно чутко чувствует своего читателя и постоянно пытается чем-нибудь удивить. Появляются новые серии, продолжаются старые. Возраст читателя растёт, поднятые темы становятся серьёзнее, но одно остаётся неизменным — это качество книг и замечательный вкус редакторов издательства. И можно быть спокойными — «МИФ» ещё не раз позовёт нас в увлекательное путешествие, конца которому нет.


        Константин Большаков, ComicsBoom!
        Специально для магазина 1С Интерес.